Дуайен Габриэль-Франсуа (1726-1806)
Архитектурная фантазия с колонной Траяна на фоне Колизея
1750-е
Размер - 19,5 x 26
Материал - бумага
Техника - белила, кисть, перо, тушь
Инвентарный номер - Инв.21302
Поступило из Государственного Музейного фонда. 1927
Французский художник Г.-Ф. Дуайен достиг вершины художественной карьеры у себя на родине, в Париже. Екатерина II неоднократно приглашала его в Санкт-Петербург, и в конце концов мастер согласился заключить контракт с Российским Императорским двором. К этому его побудила случившаяся в 1789 году Великая французская революция. В России художник пользовался особым расположением как Екатерины II, так и ее сына Павла I, и преподавал в классе исторической живописи Академии художеств.
В собрании Третьяковской галереи находится папка с 12 рисунками художника. Предполагается, что они были частью альбома, потому что большинство из них имеют одинаковую старинную монтировку и пронумерованы. Только один из листов имеет датировку – 1750 год. Известно, что в первой половине 1750-х годов Г.-Ф. Дуайен жил и совершенствовал мастерство в Риме – центре художественной жизни XVIII века.
Лист содержит авторскую надпись пером вверху посередине: «Compose avec le souvenir des vue de ruine a rome» («Сочинено по воспоминаниям видов римских развалин»). Бумага, на которой выполнено изображение, имеет серый тон, и художник использует белила, чтобы обозначить наиболее освещенные детали композиции. Этим рисунок отличается от большинства остальных в альбоме. Авторская надпись объясняет, что он мог быть создан в то время, когда Дуайен уже вернулся из Рима в Париж.
Рисунок имеет явные черты архитектурной фантазии, в которую включены реально увиденные художником руины, помещенные в окружение условных архитектурных древностей. Главные объекты, Колизей и колонна Траяна, скомпонованы так, как их нельзя увидеть на местности. Рисунок выполнен пером и тушью и лишь местами тонирован при помощи кисти. Четкость, нарочитая геометричность контуров и скупая тонировка отличают его от всех рисунков, собранных в альбоме.
Подобные композиции служили художникам для разработки архитектурных фонов театральных декораций или, в случае Дуайена, больших исторических картин, декоративных панно и живописных плафонов.