Дуайен Габриэль-Франсуа (1726-1806)
Постройки за храмом св. Петра в Риме
Первая половина 1750-х
Размер - 17,2 x 25,5
Материал - бумага
Техника - кисть, перо, сепия
Инвентарный номер - Инв.21308
Поступило из Государственного Музейного фонда. 1927
Габриэль-Франсуа Дуайен – блестящий выпускник Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже, ученик Шарля Андре ван Лоо – «первого художника» при дворе Людовика XV. После победы в конкурсе на Римскую премию он отправился постигать законы классической красоты в Рим – центр художественной жизни XVIII века.
12 рисунков из собрания Третьяковской галереи были, вероятно, когда-то собраны художником в альбом. Они стали наследием его римских ученических лет (1750–1755) и постоянным материалом для преподавания и собственной творческой практики. Поселившись в России в 1791 году, Дуайен преподавал в классе исторической живописи Академии художеств.
Подпись и авторская надпись на этом рисунке слева внизу: «Doyen. Derriere de S’pierre de rome» («Дуайен. За собором св. Петра в Риме») – свидетельствуют о его натурном характере. Интересно, что на этот раз в качестве натуры Дуайен выбрал не узнаваемые античные руины, а хаотично нагроможденные постройки. Они глубоко вросли в землю и, вероятно, имеют древнее происхождение. Но можно предположить, что поясняющая надпись на рисунке призвана не только зафиксировать место, но объяснить выбор натуры, хотя и живописной, но не знакомой людям, не бывавшим в Риме.
Рисунок выполнен тушью и пером, тонирован сепией. Композиция, выстроенная по принципу террасы, уступами восходит от приближенной к переднему плану слева кровли утопающей в земле пристройки к более отдаленной, переданной тончайшими градациями тона и филигранными движениями пера, кроне деревьев на холме в правом верхнем углу листа.
Узнаваема свободная и динамичная манера рисунка Дуайена. Быстрые и прихотливые движения пера, внимание к мельчайшим подробностям архитектуры и ландшафта в совокупности с богатой оттенками тонировкой образуют его смелый и динамичный стиль рисования.