Рисунок Габриэля-Франсуа Дуайена представляет вымышленный вид, вдохновленный его римскими впечатлениями. Один из способнейших учеников Шарля Андре ван Лоо, придворного живописца Людовика XV, Дуайен завоевал в 1748 году Римскую премию, которая позволила ему продолжить занятия в Риме. Здесь художник находился с 1750 по 1755 год. Рисунки с архитектурными композициями из собрания Третьяковской галереи, вероятно, принадлежат к этому, раннему, периоду его творчества. Подробная проработка архитектурных деталей в этих рисунках выдает особый интерес молодого художника к изображению условно-античных городских пейзажей.
Признанный современниками мастер исторической живописи, большую часть своего творчества он посвятил оформлению дворцовых и храмовых интерьеров. После начала Великой французской революции он принял предложение Екатерины II и приехал работать в Санкт-Петербург в 1791 году, где и остался жить до самой своей смерти. Он преподавал и руководил классом исторической живописи Академии художеств, пользовался особым благоволением как императрицы, так и ее наследника Павла I.
Фантастические архитектурные виды были одним из популярных мотивов западноевропейского искусства XVIII века. Они были востребованы на театральной сцене, в живописи на сюжеты из древней истории и часто гравировались и выпускались в тираж, наряду с действительными видами античных руин.
Этот рисунок является вариантом аналогичного произведения из собрания Третьяковской галереи. Общий характер древности городского вида подчеркнут нарочито хаотичным расположением построек, которое Дуайен подметил во время своего пребывания в Риме. К этой мысли могут подтолкнуть два рисунка из альбома, представляющие действительные виды и архитектурные объекты:
«Здания за собором св. Петра в Риме» и
«Триумфальная арка Септимия Севера. Рим». Мотивы нагромождения архитектурных объектов также наблюдаются в двух архитектурных фантазиях из альбома:
«Колизей и колонна Траяна» и
«Архитектурная композиция с крепостными стенами и акведуком».
Однако хаос архитектуры в рисунке подчинен великолепно организованной композиции, которая развивается вглубь изображения множеством планов. Массивный арочный мост на переднем плане как бы поддерживает весь разворачивающийся за ним вид. Доминирующая в пейзаже цилиндрическая башня с конусообразной крышей и трубой, расположенная на среднем плане, перекликается с расположенным на самом отдаленном плане высоким скалистым холмом, увенчанным неразличимым архитектурным сооружением и неким подобием обелиска.