Левитан Исаак (1860-1900)
Весна в Крыму
1900
Размер - 55,3 x 71,7
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5646
Поступило из собрания И.И. Трояновского. 1917
Творчество ни одного из русских пейзажистов не было столь разнообразно как по своему эмоциональному настроению, так и по живописно-пластическому решению, как созданные Левитаном произведения. За два десятилетия художественной деятельности мастер пробовал себя в разных манерах, техниках, но неизменным было одно – «левитановское» восприятие природы, которую он боготворил. Выбранные им мотивы всегда просты, но в этой простоте всегда много чувства и смысла. Ведь именно ему суждено было возвести пейзажный жанр до философского прочтения.
На протяжении последних лет жизни Левитан мучался аневризмой сердца и понимал, что жизнь его может оборваться в любой момент. Особенно плохо он чувствовал себя в летом-осенью 1899 года, когда решил уехать в Окуловку Новгородской губернии, где им были написаны многочисленные «сумерки», словно охватившие душу художника смутой и предощущением конца. В декабре на новогодние праздники Левитан решил уехать к Антону Чехову в Ялту. Этот визит был своего рода прощанием. В память о своем пребывании у друга остался небольшой этюд «Сумерки. Стога», вмонтированный в камин в кабинете писателя.
Стоявшая необычайно теплая погода побудила живописца написать несколько работ на тему ранней крымской весны, одна из которых попала в коллекцию Третьяковской галереи. Исполненный легким лиссеровочным мазком ручей, бегущий по тропинке, беглая зарисовка леса, Левитаном едва намечены, но крайне смело и свободно. Изысканная по цвету жемчужная, пепельная гамма с глубоким бархатом коричневой краски с всполохами охры и рыжего говорят о мастере как о непревзойденном колористе.