Левитан Исаак (1860-1900)
Вечерний звон
1892
Размер - 87,5 x 109
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5663
Поступило из собрания З.В. Ратьковой-Рожновой. 1918
Творчество Исаака Левитана – новый шаг в развитии русской пейзажной живописи. Ученик Саврасова и Поленова, он был одним из самых талантливых живописцев Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Художник уже с первых своих полотен «заговорил» о мире природы на языке чувств и настроений. За непродолжительную творческую биографию, охватывающую два десятилетия, Левитан, вслед за своими учителями, продолжил целое направление в русской пейзажной живописи, став одним из основоположников «пейзажа-настроения».
Размышления Левитана о русской природе с ее «божественным нечто, разлитым повсюду», как нельзя лучше выражены в картине «Вечерний звон». Полотно стало своего рода продолжением разработки художником пейзажного мотива «Тихой обители» (1890, Государственная Третьяковская галерея), однако сюжет и композиция подверглись значительным изменениям. Левитан изображает пространство более панорамно, предоставляя возможность взгляду зрителя обозревать обширные берега, лесные дали, изгиб реки, завернувшей за мыс, на котором стоит монастырь. Выраженное в названии духовное содержание картины подчеркнуто особым состоянием природы – предзакатным солнцем, золотящим своими лучами кроны деревьев, плывущими словно под колокольный звон облаками. Сияющая белизна стен монастыря, безмятежность глади воды сообщают пейзажу умиротворение, гармонию, погружая зрителя в задумчивость, почти молитвенное состояние. «Вероятно, через час раздастся благовест – о, как я люблю эти минуты, минуты, говорящие о жизни правды, говорящие не о фактическом воскресении, а о торжестве истины» – эти строки из письма Левитана созвучны «Вечернему звону», одному из самых задушевных пейзажей в русской живописи. Это полотно, заключившее в себе образ России, ее природу и духовную мощь, было представлено в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго.