Пейзажи Исаака Ильича Левитана – натурные штудии или композиционно и живописно завершенные картины, всегда наполнены богатством разнообразных состояний изображаемой природы и сопереживающего ей человека. «Осеннее утро. Туман» – это подлинный «пейзаж настроения», в котором объективная жизнь видимого мира воспринята художником в неразрывной связи с эмоциональным состоянием. Тихая печаль начинающихся осенних дней с их туманами, влажным воздухом, тающими красками лета, но еще не наступившим буйством осенней цветовой звонкости передана художником с глубоким пониманием тончайших переходов в цветовой градации лесного массива и смягчающего все очертания влажного осеннего тумана.
Мягкой кистью и с чуткой деликатностью живописец намечает очертания золотящихся предосенним цветом деревьев у края леса на фоне его плотной темно-зеленой массы. Зыбкое отражение лесистого берега читается в застывшей воде реки. Такие сложные переходные, часто неуловимые состояния в жизни природы Левитану были хорошо знакомы. Он, заядлый охотник, днями и неделями мог в полном одиночестве или со своим другом Антоном Чеховым, в сопровождении любимой собаки Весты бродить по подмосковным лесам и вслушиваться, по его словам, в «трав прозябанье».
Левитан начал работать над этой картиной в подмосковной Саввинской слободе в августовские дни 1886 года, завершил работу над ней в следующем году после своей первой поездки на Волгу, которая очень много значила в творческом и эмоциональном возмужании пейзажиста. Художник показал картину на зимней выставке
Московского общества любителей художеств в 1887–1888 годах. Василий Верещагин, художник с трезвым взглядом на жизнь и творчество, покоренный поэзией созданного Левитаном образа, приобрел ее и преподнес пейзаж в 1888 году в дар Павлу Третьякову, в знак уважения и признания к самоотверженной деятельности великого коллекционера.