Пейзажи Исаака Ильича Левитана, какую бы пору времени года ни изображал художник, дарят зрителю широкую гамму чувств и возможность сопереживать природе, которую боготворил живописец.
В картине «Цветущие яблони» он с радостным волнением передает белую кипень цветущих деревьев. Молодой яблоневый сад с еще тонкими стволами и причудливым переплетением ветвей, усыпанных белыми лепестками цветов и едва пробивающейся листвой, залит щедрым светом и теплом солнца. Пора весеннего цветения ассоциировалась у Левитана с темой вечного обновления природы. В его картинах и небольших натурных этюдах чутко и с неизменной любовью воспроизводятся все стадии пробуждения земли после долгого зимнего сна. С неизменным интересом и вниманием он писал бурую, еще холодную землю и последний снег –
«Последний снег. Саввинская слобода»,1884; первую майскую зелень –
«Первая зелень. Май», 1883; широко разлившиеся талые воды –
«Весна. Большая вода», 1897 (все – Государственная Третьяковская галерея). Каждое из этих произведений выражает разнообразные оттенки чувств человека, соединенного с великой тайной жизни природы.
«Цветущие яблони» созданы художником с особой живописной деликатностью. Тени ветвей на весенней траве подвижны и трепетны. Красочный слой тонок и прозрачен, сквозь него местами просвечивает холст, структура которого тоже участвует в образном восприятии пейзажа. Левитан работает здесь не только кистью, но использует перо и тушь, подчеркивая перьевым рисунком тонкие ветви молодых деревьев, и этот прием вносит в картину ощутимую глазом весеннюю легкость и прозрачность.