Левитан Исаак (1860-1900)
Цветущие яблони
1896
Размер - 37 x 50
Материал - холст
Техника - масло, перо, тушь
Инвентарный номер - Ж-1480
Приобретено у Т.Е. Махиной при финансовой поддержке компании «Philip Morris». 1995
Пейзажи Исаака Ильича Левитана, какую бы пору времени года ни изображал художник, дарят зрителю широкую гамму чувств и возможность сопереживать природе, которую боготворил живописец.
В картине «Цветущие яблони» он с радостным волнением передает белую кипень цветущих деревьев. Молодой яблоневый сад с еще тонкими стволами и причудливым переплетением ветвей, усыпанных белыми лепестками цветов и едва пробивающейся листвой, залит щедрым светом и теплом солнца. Пора весеннего цветения ассоциировалась у Левитана с темой вечного обновления природы. В его картинах и небольших натурных этюдах чутко и с неизменной любовью воспроизводятся все стадии пробуждения земли после долгого зимнего сна. С неизменным интересом и вниманием он писал бурую, еще холодную землю и последний снег – «Последний снег. Саввинская слобода»,1884; первую майскую зелень – «Первая зелень. Май», 1883; широко разлившиеся талые воды – «Весна. Большая вода», 1897 (все – Государственная Третьяковская галерея). Каждое из этих произведений выражает разнообразные оттенки чувств человека, соединенного с великой тайной жизни природы.
«Цветущие яблони» созданы художником с особой живописной деликатностью. Тени ветвей на весенней траве подвижны и трепетны. Красочный слой тонок и прозрачен, сквозь него местами просвечивает холст, структура которого тоже участвует в образном восприятии пейзажа. Левитан работает здесь не только кистью, но использует перо и тушь, подчеркивая перьевым рисунком тонкие ветви молодых деревьев, и этот прием вносит в картину ощутимую глазом весеннюю легкость и прозрачность.