Серов Валентин (1865-1911)
Зал старого дома
1904
Размер - 89,6 x 68,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9130
Поступило из Государственного музея нового западного искусства (собрание И.А. Морозова). 1927
В творческом наследии Валентина Серова интерьерный жанр встречается всего лишь раз – в изображенной им гостиной загородного имения Обнинских - Белкино, Боровского уезда Калужской губернии. Знакомство художника с Клеопатрой Александровной Обнинской (1880-1928) и ее мужем Виктором Петровичем (1867-1916), известным общественным деятелем, состоялось в начале 1900-х годов.
Серов запечатлел интерьер старого дворянского особняка, возведенного в конце XVIII столетия предыдущим владельцем усадьбы графом И.И. Воронцовым. Роскошный трехэтажный дворец, памятник эпохи классицизма, к началу XX века в значительной степени обветшал - наборные паркетные полы требовали масштабной реставрации, а стены большого двусветного зала были испещрены многочисленными трещинами. Увековеченная кистью Серова глубокая щель между ярусами окон в семейном кругу так и называлась - «серовской».
Сложно представить, что гостеприимный дом Обнинских в то время наполнялся радушным весельем гостей - выдающихся личностей – литераторов и живописцев, среди которых бывали не только Серов, но и Василий Поленов, Петр Кончаловский, Константин Сомов и многие другие. Шумным караваном вместе с хозяевами гости отправлялись затем в соседнее имение Бугры, где жила старшая сестра Виктора Обнинского – Анна Петровна со своим мужем - известным врачом и коллекционером живописи Иваном Трояновским.
Безлюдный, запустелый вид гостиной с распахнутыми дверьми анфилады, скупая обстановка интерьера, согретая лишь лучами неяркого осеннего солнечного света - Серовым в этой небольшой картине чутко улавливаются ускользающие интонации семейного счастья, вскоре трагически «треснувшего» размолвкой супругов и раздавшимся выстрелом.