Портрет Варвары Виноградовой работы Ильи Машкова может служить образцом отношения к портретному жанру художников, входивших в объединение
«Бубновый валет». Его картины отличались подчеркнутой деформацией и обобщением объемов, нарочитой грубостью и осязаемостью фактуры, броской, жизнерадостной, почти лубочной красочностью. Художник обращался к опыту народных мастеров, расписывавших подносы и делавших вывески, особый интерес вызывали у него крестьянская или городская игрушка, лубок и другие формы наивного народного искусства, весьма развитые в России.
В «Портрете Виноградовой» модель откровенно и эффектно позирует на фоне чрезвычайно дерзких узорчатых обоев и огромного экзотического филокактуса. По композиции это, с одной стороны, репрезентативный парадный портрет, с другой – фотография, выполненная в провинциальной мастерской на фоне красочного задника. Такая декорация служит прекрасным фоном для модели Машкова, отличающейся весьма яркой и выразительной внешностью. Художник создает средствами станковой живописи образ «красавицы», который сложился в городском мещанском лубке начала ХХ века.
«Портрет Виноградовой» бросает вызов общепринятым нормам и традициям русского психологического портрета, содержанием которого было, прежде всего, раскрытие индивидуальной духовной жизни человека. Художник полностью подчиняет модель своим живописным задачам. Его не смущает и заимствование живописных приемов – Машков не скрывает близости к
фовистам, особенно к Матиссу и Ван Донгену. Это не индивидуальная характеристика портретируемого, а создание живописно-орнаментальной композиции, где автора одинаково занимают и его модель, и фон, на котором она располагается – не случайно бытование второго названия этой картины – «Женщина на фоне обоев».