Илья Иванович Машков – один из основателей и активных участников художественного объединения «Бубновый валет». Мастера этой группы в своем творчестве опирались на достижения новейшего западного искусства (постимпрессионизм, фовизм), а также на искусство «примитива» – лубок, вывеску, творчество древних народов. Одним из самых любимых жанров для «бубнововалетцев» был натюрморт. Даже если они работали над портретом или пейзажем, то сохраняли «натюрмортную» трактовку человека или природы.
В 1908–1910-х годах Машков создал целую серию портретов. Кроме жены, он часто писал своих друзей, учеников, людей, близких ему по духу и творчеству.
Портрет Евгении Ивановны Киркальди (известный также как «Дама с китаянкой») – одно из самых значительных произведений фовистского периода Машкова. Напряженность и насыщенность колорита, яркая декоративность, фон-декорация с изображениями, говорящая об увлечении автора восточными мотивами, – характерные черты картины. Примечательны также исключительно яркие и смелые контрасты дополнительных цветов, «светофоры» щек, глаз, фруктов, игровое взаимодействие двух женщин – портретируемой красавицы и смотрящей на нее с улыбкой китаянки, изображенной на желтом фоне, активное линейное начало, выразительные сложные силуэты. Картина экспонировалась Машковым на выставке «Бубнового валета» в 1913 году.
Е.И. Киркальди была ученицей Машкова, занималась у него в студии. Жизнь ее была долгой (она дожила почти до столетия) и необыкновенной. В 1910–1911 годах Киркальди вышла замуж за доцента МГУ А.П. Снесарёва, сына управляющего имениями хана Гирея на Северном Кавказе. В 1919 году родители мужа Евгении Ивановны были арестованы и расстреляны, ее имя попало в особые розыскные списки, она бежала с маленьким сыном в Кисловодск, муж чудом избежал участи родителей, позже они встретились в Москве. В дальнейшем благодаря знанию английского, немецкого и французского языков Евгения Ивановна работала в Союзпромэкспорте «инокорреспонденткой», в отделе радиоперехватов Комитета по радиовещанию при СНК СССР, в Торгсине и Внешторге. Даже в преклонном возрасте сохраняла ясную память и читала литературу на иностранных языках.
Неизвестно, нравился ли Евгении Ивановне портрет, созданный Машковым. Но совершенно очевидно, что он нравился самому художнику. Причем настолько, что портретов Евгении Киркальди в это время оказывается больше, чем портретов его жены: «Женский портрет (на фоне обоев)», 1908; «Женский портрет. Голова (Е.И. Киркальди (?)», вторая пол. 1910-х. Скорее всего, модель очень прилежно позировала, к тому же мастера привлекал именно такой тип женской красоты.