Портрет дамы у зеркала
Патрон шедевра
Машков Илья (1881-1944)
Портрет дамы у зеркала
1927
Размер - 70,8 x 52,7
Материал - бумага на картоне
Техника - итальянский карандаш
Инвентарный номер - РС-16756
Дар Олега Яхонта. 2019
Графический эскиз известного и крайне таинственного «Портрета З.Д.Р.» (1927, Государственный Русский музей), который также получил название «Дама в голубом», производит совершенно иное впечатление, чем его воплощение в цвете. Живопись Машкова, сохранив сочность и бравурность колорита, в 1920-е годы уже далеко ушла от эпатирующей смеси городской вывески с холстами П. Сезанна, которую художник демонстрировал, будучи членом общества «Бубновый валет».
Его работа краской становится гораздо более нюансированной и воздушной, появляются валеры, подвижный мелкий мазок формирует поверхность картины, сотканной из бликов, вибрации воздуха, зеркальных отражений, скольжения света по поверхности фарфора и полированной мебели из карельской березы, которые так любил Машков и которыми заполнил пространство своей квартиры и мастерской. Именно в интерьере его роскошного буржуазного жилища в Малом Харитоньевском переулке и представлена неизвестная дама. Имя модели не установлено, но несмотря на отсутствие связи с указанными автором инициалами, она имеет портретное сходство с дочерью близкого друга Машкова – Натальей Петровной Кончаловской.
По сравнению с живописным вариантом, «Портрет дамы у зеркала», исполненный итальянским карандашом, – это еще один шаг от подчеркнуто вещественной материальности в сторону воздушности, бесплотности, неожиданной для Машкова. В графическом эскизе он полностью выстраивает замкнутую, тщательно организованную картинную композицию и в то же время отказывается от многих деталей обстановки, костюма и даже черт лица портретируемой. Грубоватая роскошь уступает место элегантному образу, а условный импрессионистический прием с мелким штрихом, передающим вибрацию света, естественно сочетается с обликом дамы с длинной шеей в платье простого кроя в интерьере в стиле ампир. Это развеществление указывает на новые устремления художника – в дальнейшем в пейзажах и живописных панно 1930-х годов его все больше занимали световые эффекты и передача воздушной среды.
Рисунок имеет большое художественное значение, поскольку помимо артистичного исполнения и монументальных размеров, представляет собой веху в работе над живописным произведением, высоко ценимым автором. При жизни Машкова «Портрета З.Д.Р.» был показан на «IХ выставке АХРР» (1927) и выставке «Художники РСФСР за 15 лет» (1932).