На этой картине Поленов запечатлел живописные окрестности своей усадьбы Борок в Тульской губернии. Он много лет мечтал о собственном доме в деревне и, наконец, в начале 1890-х годов обосновался с семьей на берегу Оки, на противоположной стороне от города Тарусы. Здесь художник выполнил множество пейзажей с изображением уголков своей усадьбы, заливных лугов в округе и особенно, – голубой ленты Оки в разные времена года и дня. Он говорил: «Россию Бог обидел горными красотами, но что хорошо – это реки».
В 1890-е годы Поленов развивал в своем творчестве новый тип пейзажа, который получил название лирико-эпического. Он пришел на смену его картинам 1870 – начала 1880-х годов с замкнутой композицией. К такому новому типу пейзажей относится и полотно «Ока. Летний день», панорамное по своему характеру произведение. Как многим работам Поленова этого времени, ему свойственно построение пространства с высокой точкой зрения.
Картина проникнута ощущением простора, величия природы. Художник представил в ней не только характер местности с крутыми берегами и песчаными отмелями, но с помощью приемов пленэрной живописи создал радостный образ солнечного дня, передал безмятежное состояние природы. Он использовал целую россыпь оттенков зеленого цвета, мелкими, вибрирующими мазками обозначил нежные листья на первом плане, что создало перекличку холодных и теплых тонов.
Подобные пейзажи, с излюбленными Поленовым окскими мотивами, хранятся во многих музейных и частных собраниях. В Третьяковской галерее картина «Ока. Летний день» – единственное произведение, в котором изображены окрестности усадьбы художника в летнее время.