Летом 1887 и 1888 годов Василий Поленов с семьей жил в Жуковке на Клязьме, куда к ним приезжали художники, друзья и ученики Поленова. Мастер каждый день отправлялся с ними в окрестности Жуковки для работы на пленэре. Его внимание привлекали разные мотивы, один из которых запечатлен в картине, где изображен обрыв с заводью реки. Гладь воды покрыта графическим узором листьев кувшинок, дополненных отражением в воде кустов и молодой поросли деревьев, спускающихся к самой воде. Благодаря тонко найденным отношениям зелени деревьев, кустов и цветов с проглядывающей тут и там голой коричневато-рыжей землей, отражающихся в спокойной глади речной заводи, пейзаж вызывает ощущение покоя и гармонии, радости жизни среди скромной, но близкой сердцу природы.
Во многих картинах с изображением природы этих мест можно выделить два типа пейзажей. Один из них представляет картина
«Река Клязьма. Жуковка» (1888, Третьяковская галерея), вошедшая в число работ Поленова лирико-эпического звучания. В ней мастер ищет обобщенные черты неяркой красоты природы средней полосы России – река, медленно и величаво несущая свои воды вдоль изгибистых берегов, холмы, покрытые кустами и деревьями, отражающимися в воде, уходящая за горизонт синева густого леса. Над этим типом пейзажа, разработка которого была начата Поленовым еще в Абрамцеве (этюд «Река Воря», 1881, Музей-заповедник «Абрамцево»), художник работал в Жуковке; он получил законченное выражение в 1890–1900-е годы, в период жизни Поленова в своей усадьбе на Оке, – «Золотая осень» (1893, Музей-заповедник В.Д. Поленова).
Другой тип пейзажа, над которым велась работа в Жуковке, – произведения, изображающие замкнутые романтические уголки природы, с игрой планов, часто нагромождаемых один на другой, как в картине «Обрыв. Жуковка на Клязьме». Свое завершение этот тип получит в картине «Осень в Абрамцеве» (1890), начатой в имении С.И. Мамонтова Абрамцеве и законченной уже в Бёхове на Оке, в имении, приобретенном Поленовыми в самом конце 1889 года.