Соединение пейзажа и жанрового мотива стало одной из важных задач русской живописи конца XIX века. Выражение эмоционального состояния персонажа через окружающую его природу достигалось Архиповым с поразительным мастерством. С большим разнообразием художник изображал человека на пленэре, добиваясь подлинного эпического звучания даже в небольших по размеру холстах.
Юный возница в запряженной бричке с идущей рядом пристяжной возвращается домой с заработков. Вокруг «разливается» равнинный пейзаж с сереющей вдали кромкой леса. Одинокий колокольчик под дугой коренного равномерно позвякивает в такт неспешному шагу лошадей. Пыль из-под копыт образует сизую дымку, которая окутывает первый план и сливается с серебристым небом. Однотонная неяркая гамма серовато-охристых красок помогает созданию удивительно тонкого задумчиво-грустного настроения.
Образ ямщика, возвращающегося домой, вызывает множество ассоциаций. Целый пласт народных песен получил наименование «ямщицких». Извозчики «оживали» в литературных произведениях Пушкина, Гоголя, Некрасова, Чехова, Брюсова и многих других авторов, становились героями романсов, музыкальных композиций и опер. Тема дороги, возникающая в картине, была одной из центральных в отечественном искусстве. Чувство пути являлось, по мнению Александра Блока, первым признаком самобытности русского художника.
«Архипов – художник глубоко национальный. Влюбленный в чудодейственные свойства живописи – «живого письма», способного выражать красоту и поэзию родного любимого края, он доводил свои труды до предельной степени художественной выразительности», – писал о нем Константин Юон.
Полотно завершает ранний крестьянский цикл произведений, созданный Архиповым в первой половине 1890-х годов. Вариант картины (1896) находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь; эскиз – в Таганрогском художественном музее.