Архипов Абрам (1862-1930)
Северная деревня
1903
Размер - 82 x 67,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5597
Поступило из собрания В.О. Гиршмана. 1917
Совместное путешествие К.А. Коровина и В.А. Серова к берегам Белого моря, на Мурман и далее в Норвегию, организованное меценатом С.И. Мамонтовым, стало событием, пробудившим интерес художников к Русскому Северу. Привезенные из поездки этюды и зарисовки легли в основу серии панно, созданной Константином Коровиным для павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. В дальнейшем художник еще не раз побывал в этом удивительном крае.
Вслед за ним на Русский Север отправились другие живописцы – В.В. Переплётчиков, С.А. Виноградов, Л.В. Туржанский. Не остался в стороне и Абрам Архипов. Впервые оказавшись у берегов Белого моря в 1902 году, художник оставался верен Северу в течение долгого времени. На протяжении десяти лет ежегодно отправляясь в Архангельскую губернию, он выбирал для работы на пленэре самые отдаленные, глухие поморские деревни. Художник вспоминал свое первое впечатление от поездки: «Белое море, поморские большие кресты, опрокинутое судно, облака над морем – все так удивительно, необычайно. С этого момента я так переживал это путешествие, как будто я попал на настоящую родину». Будучи выходцем из крестьянской среды, он смотрел на деревенский быт без дистанции, изнутри подмечая самое характерное, избегая стилизации.
Природа Русского Севера с ее величавой суровостью прежде всего поражала художников невероятными красками. Однако серебристо-серая, жемчужная палитра северных широт России для каждого из них открывалась по-своему. «Северные деревни» Абрама Архипова – серия пейзажей, написанных в 1900-е годы, отличает сложно разработанная серо-коричневая монохромная гамма, построенная на точном сочетании дополнительных цветов, широкая пастозная живописная манера. В небольшом пейзаже художник запечатлел переходное состояние природы, наступление короткого времени сумерек, когда уходящий свет закатного солнца полностью преображает пространство. Серое низкое небо, исполинские избы, словно жмущиеся друг к другу, темная зеркальная гладь воды с лимонными отсветами сливаются в целостный выразительный поэтический образ. Сам Архипов называл свои северные пейзажи этюдами, сегодня эти полотна представляются вполне самостоятельными произведениями.