Значение творчества Алексея Саврасова огромно – он оказал решительное влияние на формирование русской пейзажной школы второй половины XIX века. Важнейшую роль в этом сыграл его отказ от принятого классицистического понимания природы как идеально-красивого пространства. Воспевая природу родной страны, в самом простом и обыкновенном он открывал подлинный лиризм и поэтичность.
Картина стала своеобразным экспериментом для художника, находившегося на пике творческих сил. Несмотря на свой достаточно значительный размер, она производит впечатление этюда, написанного быстрыми широкими мазками.
Саврасов выбрал простой непритязательный мотив – изображение скромного московского дворика. Небольшое пространство ограничено стенами соседних деревянных домов и разделяющим их забором. Тонкие деревца на переднем плане подчеркивают впечатление трепетности природы. Подтаявший снег рыхлым ковром покрывает землю и крыши. Недолгая оттепель посреди зимы привлекла воробьев, весело клюющих крошки, и важно выступающую рядом с ними домашнюю утку. Почти монохромная охристая цветовая гамма правдиво передает ощущение обманчивого зимнего тепла. Пластичная живопись воссоздает фактуру шершавых бревен и поверхность влажного холодного снега. Как ни лаконично изображает автор занесенный снегом дворик с голыми деревцами и стайкой птиц, все говорит о приближении весенних теплых дней, заставляя остро чувствовать живое дыхание природы.
В этом произведении Саврасов живо и талантливо откликнулся на новые художественные тенденции пленэризма, уже «витавшие в воздухе». Частный, как бы «случайный» характер сюжета и этюдность исполнения получат развитие в творчестве художников следующего поколения, работавших в 1890-е и 1900-е годы.