Произведение позднего творчества Алексея Саврасова несет в себе черты кризиса, в котором пребывал художник. Увольнение из
Училища живописи, ваяния и зодчества, а также прогрессирование болезней негативно отражались на стилистике его произведений. Возвращение к системе внешне романтических эффектов как основному средству художественной выразительности стало характерной чертой этого периода. Поэтичность трактовки ранних пейзажей сменяется гиперболизацией отдельных элементов, повышенной эмоциональностью настроения. Но даже в эти трудные годы, когда Саврасов оказался на окраине художественной жизни, а его имя было почти забыто, художник продолжал работать и использовать разнообразные приемы, как в живописных, так и в графических техниках.
В картине эффектно раскрыта тема зимнего пейзажа. Большой размер, сочетание звучных красок, цветовые контрасты в изображении неба создают необычный образ зимней природы. Несмотря на то что пейзаж складывается из самых обыденных деталей: излюбленный художниками мотив деревенской окраины дополнен высокими стройными деревьями с тонкими стволами, вдалеке из трубы заснеженного дома вьется дымок – он насыщен тревожными эмоциями. Композиция строится на контрасте темных и светлых тонов: темного, предвещающего пургу неба и ярко-белого снега на первом плане. На стволах сосен играет оранжевый отсвет предзакатного зимнего солнца. Словно слышен шорох высоких заледенелых деревьев и их покрытых инеем ветвей, разносящийся в зимнем морозном воздухе. Заснеженные поля и голодные вороны становятся синонимом человеческих тягот в неуютном равнодушном мире. Своеобразное по настроению полотно, скорее всего, было создано фантазией автора, а не написано с натуры.