Саврасов Алексей (1830-1897)
Весенний пейзаж
1876
Размер - 45,8 x 35,2
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, итальянский карандаш, проскребание
Инвентарный номер - Инв.6073
Поступило от Рюмина. 1927
В середине 1850-х годов в России появляется техника papier-pelle, которую использовали главным образом при рисовании пейзажей. Специальная фабричная бумага, покрытая тонким слоем гипса разного тона, давала возможность извлекать самые разнообразные эффекты, применять различные рисовальные инструменты: карандаш, уголь, кисть, белила — или процарапывать поверхность листа до нижнего белого сияющего слоя гипса. Это наиболее технически сложный вид рисования, так как изображение на papier-pelle нельзя поправить, оно должно быть изначально точно выверено и непогрешимо исполнено.
Блестящим мастером papier-pelle был Саврасов. В творчестве этого живописца рисунок всегда занимал особое место. Он рисовал на протяжении всей жизни. Рисунок «есть основной камень живописи», — наставлял мастер своих учеников.
Прекрасным образцом техники papier-pelle может служить рисунок «Весенний пейзаж. Начало весны» (1876). Используя минимальные средства выразительности, монохромную цветовую гамму художник сумел передать состояние бледно-солнечного дня ранней весны, когда природа еще лишена красок. Хрупкая прозрачность, призрачность весеннего дня, просачивающегося сквозь вознесенные к небу стволы и ветви деревьев, наполняет все особым поэтическим настроением. Деревья и вода, деревья и небо эхом отзываются друг в друге. Мотив отражения, который будет крайне популярен в искусстве начала XX столетия, здесь найден словно случайно. Саврасов ничего не придумал: в дни весеннего разлива вода и небо, кажется, меняются местами, — именно натурное наблюдение стало ключом образного решения композиции.