Начало 1870-х годов – период творческого подъема Саврасова. Он создает свои лучшие живописные произведения, ставшие своеобразной точкой отсчета в сложении русского национального пейзажа. Важную роль в этом процессе сыграли графические работы. Тонкое отношение к рисунку, который, по словам Саврасова, «есть основной камень живописи», сложилось еще в самом начале творческого пути художника. В рисунках Саврасова в 1870-е годы возрастает драматическое напряжение, эмоционально усиливающееся новым графическим почерком художника. Расширяя диапазон цветовых оттенков карандашного рисунка, стремясь к большей живописности, художник почти совсем отказывается от твердого графитного карандаша с очень ограниченной тональной гаммой и заменяет его насыщенным по тону мягким итальянским карандашом.
«Пейзаж с церковью и колокольней» – один из эскизов знаменитой картины
«Грачи прилетели» (1871). На этом эскизе, где изображен «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядывает основное композиционное построение картины, но существенная часть подробностей отсутствует. Главным выразительным средством становятся контрастные или тональные сочетания белого фона бумаги, усиленного мазками белил, в сочетании с разнообразными оттенками соуса и итальянского карандаша. Изысканная черно-серо-белая гамма рисунка, тонкие линии, намечающие стволы деревьев, остро передают ощущение весны. Коровин вспоминал наставление Саврасова: «Надо почувствовать, надо чувствовать – как хорошо в воздухе чувствуется весна». По своему художественному уровню и эстетическим переживаниям рисунок не уступает картине и может считаться самостоятельным произведением, стоящим в одном ряду с лучшими рисунками Саврасова этого периода.