Саврасов Алексей (1830-1897)
Вид на Кремль в ненастную погоду
1851
Размер - 67 x 90,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.28328
Приобретено у М.Я. Либермана. 1947
Жизнь и творчество Алексея Саврасова тесным образом связаны с Москвой. Селился мастер в основном в переулках Таганской слободы, сохранилось немало его этюдов и небольших зарисовок с видами Москвы. Полотно «Вид на Кремль в ненастную погоду» исполнено мастером в 1851 году, ровно за 20 лет до создания шедевра, увековечившего его имя, – «Грачи прилетели» (1871, Государственная Третьяковская галерея). В запечатленном художником виде сложно угадать окрестности нынешнего Крымского моста и местечка у Москвы-реки, прозванного «Бабий городок», где в XIX веке москвичи стирали и полоскали белье. На дальнем плане запечатлен Большой Каменный мост с характерными для его облика того времени боковыми аркадами.
Саврасов представил полотно наряду с другими произведениями на выставке в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В обзоре экспозиции критик писал: «Саврасов… передал этот момент чрезвычайно верно и жизненно, видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы, – быть ливню и грозе – такова картина». В кратком списке работ, показанных на выставке в училище, произведение было указано под ошибочным названием «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». После приобретения полотна в коллекцию галереи ученый совет совершенно справедливо посчитал неточным авторское название, вводившее зрителя в заблуждение. Крымский мост был построен только в 1936 году на месте деревянного Никольского моста (1789, проект И.К. Герарда), располагавшегося на 50 м выше по течению Москвы-реки. Необходимость возведения Крымского моста возникла чуть ранее из-за поднявшегося уровня воды в месте под названием «Крымский брод», где располагался «Крымский двор». В XVI–XVII веках там останавливались послы и торговцы, прибывшие из Крымского ханства. Можно предположить, что существовавшая неточность в авторском названии картины была результатом аберрации распространенного бытового употребления названия в просторечье, привычного и для самого художника.
Выбрав эффектный мотив надвигающейся бури, художник следовал романтической традиции. Тревожный момент приближающейся грозы мастерски передан Саврасовым через контрастное сопоставление светлых и темных клубящихся туч, освещенного солнцем силуэта Кремля и сгибаемого порывами ветра могучего дерева на переднем плане. Состояние общего смятения, царящего в природе, подчеркнуто изображением торопливо идущей женщины.