Саврасов Алексей (1830-1897)
Рожь
1881
Размер - 45,4 x 64
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.26783
Приобретено у С.А. Шлиппе. 1948
Картина «Рожь» принадлежит к лучшим поздним произведениям А.К. Саврасова. Она написана в пору полной зрелости таланта художника, когда наряду с лирико-поэтическим раскрытием самой сокровенной сути природы художник создавал пейзажи с широким обобщением, соединяя лирическую интонацию с эпическим звучанием. В небольшой размер полотна Саврасов вмещает безмерную ширь земли с колосящимися хлебами, бегущей через поля неровной сельской дорогой, разбросанными у дальнего горизонта деревушками, сельскими церквями и таким же неохватным, как раскинувшаяся земля, осеняющим ее небом. Легкий ветерок волнами пробегает по колосящейся ржи, а в небе идет своя бурная жизнь. Облака разной формы, освещенности и тяжести бросают на землю тени, и оказывается, что земля и небесная сфера едины. Темная туча предвещает близкую грозу. В напряженном волнении замерла природа. Невольно рядом с этим произведением вспоминается написанная двумя годами ранее картина И.И. Шишкина «Рожь» (1878, Третьяковская галерея), наполненная могучим уравновешенным спокойствием. Обобщенный образ родной земли, ставший классическим воплощением понятия Отечества, создан Шишкиным в его произведении.
Ни в коей мере не соревнуясь с Шишкиным, Саврасов живописными и пластическими средствами создает на холсте личное восприятие глубоко и чутко понимаемой им родной природы. Золотисто-бронзовый цвет колосьев меняет оттенки в зависимости от движущихся теней облаков. Изменчивость цвета, то плотного, то почти прозрачного у горизонта, вместе с легкой холмистостью пространства создает разнообразие впечатлений от общения с природой. Способность соединять личные переживания с обращением к зрительскому эмоциональному опыту была заложена в самой природе дарования Саврасова.
В 1880-е и последующие годы у Саврасова все чаще появлялись картины с внутренним волнением, тревожным ожиданием. Судьбой художнику было отпущено еще пятнадцать лет жизни, но это была сложная пора как для творчества, так и относительно бытовых обстоятельств. Наряду с сериями небольших зимних или весенних пейзажей с избушками, тонкими березами или стройными соснами, писавшимися для продажи за бросовую цену, одинокий и уже больной художник создавал настоящие шедевры: «Пейзаж с радугой» (1881, Художественный музей Латвии, Рига), «Ночка» (1883, частное собрание), «Весна. Огороды» (1893, Пермская государственная художественная галерея). К таким бесспорным удачам Саврасова относится и картина «Рожь». Она стала последней его работой, которой художник участвовал в 9-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок 1881 года.