Ге Николай (1831-1894)
Дубы и платаны. Фраскати
конец 1850-х
Размер - 43,6 x 58,5
Материал - бумага на холсте
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-360
Приобретено у В.В. Турчиновича. 1964
В Италии Николай Николаевич Ге впервые обратился к жанру пейзажа и создал произведения, захватывающие взволнованностью, внутренней озаренностью, раскованностью живописной манеры. Первоначально Ге, пенсионер Императорской Академии художеств, поселился в Риме, но затем в 1860 году переехал во Флоренцию, где прожил десять лет. Весенние и летние месяцы художник проводил в живописных местах, исследуя с этюдником морское побережье, совершая вылазки в горы. Вико, Фраскати, Сан-Теренцо, Леричи, Ливорно, Каррара, Порто Венере, Сорренто – такова география пейзажного творчества Ге итальянского периода.
Среди перечисленных мест следует выделить побережье залива Ла Специя – так называемого Залива поэтов, где в 1822 году жили Байрон и Шелли. В 1853 году король Италии Виктор Эммануил II с супругой Марией Аделаидой и детьми отдыхал здесь в отеле «Мальтийский крест», что прославило местный курорт на всю Европу. Летом 1867 года в деревушке Сан-Теренцо обосновалась целая колония русских художников и литераторов, среди которых были Н.Н. Ге и Г.Г. Мясоедов. Выбор именно этого места не случаен. Оно было знаменито не только своими песчаными пляжами, но и культурным контекстом, став частью истории европейского литературного романтизма.
Можно также предположить, что русские художники узнали о Заливе поэтов от художника Телемако Синьорини, члена сообщества «Маккьяйоли», который там жил в этот период. «Маккьяйоли» (от macchia – пятно) – группа итальянских живописцев, оформившаяся во Флоренции в 1860 году и названная так благодаря свободной живописной манере ее мастеров. В пейзажах Н.Н. Ге итальянского периода различимо влияние художников этой группы. Оно ощущается и в колорите, и в открытой живописной фактуре, и в частом выборе вытянутых, горизонтальных форматов холстов, и в перекличке мотивов.
Созданные в Италии пейзажи Ге и сегодня выглядят современно, увлекая живой пульсацией чувств, восхищением красотой мира. Когда молодые художники спросили Ге о значении пейзажного жанра в искусстве, он ответил: «Пейзаж – святая, великая вещь… Пейзаж – не то, что вы думаете, в нем Бог, самый грандиозный и беспредельный».