Ге Николай (1831-1894)
Христос, целующий разбойника
1893
Размер - 46,5 x 58,4
Материал - бумага
Техника - мокрая кисть, растушка, соус, фиксатив
Инвентарный номер - Р-13798
Приобретено у К. Больмана при финансовой поддержке Банка ВТБ. 2011
В конце 1880-х – начале 1890-х годов Ге переживает необычайный подъем духовных и творческих сил и создает произведения, ставшие вершиной не только его творчества, но и русского искусства этого времени. После продолжительного молчания Ге возрождается как художник, в то время когда передвижничество переживает глубокий кризис, постепенно теряя авторитет у молодого поколения и интерес у публики. Темой Ге становятся последние трагические дни земной жизни Христа. Своей главной картине, "Распятию", Ге, работая с 1884 года, отдал много сил и лет. И если в 1880-х работа над картиной шла с перерывами, то, начиная с 1892 года, она полностью захватила художника.
Рисунки к "Распятию" поражают интенсивностью работы мысли и творческого воображения. Это почти болезненное состояние внутреннего горения художника один из критиков образно назвал "страдой". На протяжении короткого промежутка времени были написаны совсем разные композиции — драматические, реалистические и шокирующие экспрессией и гротеском, непонятные художественному языку XIX столетия, но стремящиеся к ХХ столетию, являясь началом экспрессионизма.
Иногда композиционные и смысловые находки Ге казались настолько необычными, что рассматривать эти рисунки, такие как и "Христос, целующий разбойника", невозможно как отдельные самостоятельные сюжеты вне цикла "Распятий".
Графика Ге изначально монохромна: в его раннем творчестве значительное место занимал перовой рисунок, в петербургский период основным выразительным средством был рисунок карандашом — подчеркнуто набросочный, упрощенный, не стремящийся к выразительности контура и академической структуре штриха. С середины 1880-х годов основными выразительными средствами графики Ге стали уголь, в меньшей степени соус, литографский и графитный карандаши.
Соус и уголь — два главных инструмента, которыми Ге создает свою полифоническую сюиту, поражающую невероятной свободой владения техникой. Он не стремится к законченности и отделке эскизов, работая то густыми живописными пятнами, то резкими грубыми штрихами; весь темперамент, всю мощь духовной страсти вкладывая в выражение владеющей им мысли. Уголь и соус, две "черных" техники, в руке художника обретают широчайшую гамму оттенков, передающих в его поздних рисунках не только свет, но и создающих иллюзию присутствия цвета.
Рисунки к "Распятиям" воплощают в себе цельный художественный блок работ, создающий вполне самодостаточный художественно - творческий эффект, отличающийся огромной концентрацией внутренней энергетики. Эта серия - вершина мастерства Ге, один из самых значительных вкладов в историю русской графики, которыми Ге не только завершает XIX век, но и открывает новую страницу ХХ века.