Серов Валентин (1865-1911)
Площадь Св.Марка в Венеции
1887
Размер - 23,3 x 31,5
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11191
Поступило из Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова. 1929
1880-е годы в жизни Валентина Серова – время творческого взлета и первых успехов молодого мастера, а 1887 год ознаменуется созданием одного из главных шедевров его кисти – знаменитой картины «Девочка с персиками». Ее написанию предшествовало путешествие Серова с Ильей Остроуховым и братьями Юрием и Михаилом Мамонтовыми по Италии весной этого же года. Художника более всех городов покорила тогда Венеция, что ленивым утром, подобно фреске, проступала красочными миражами былых эпох сквозь влажную дымку воздуха, ночью, словно «русалка», убаюкивала пленительными лунными отблесками вечности, застывшими в водах каналов. Именно здесь у Серова, точно околдованного красотой города, завороженного его волшебным обликом, возникнет желание «писать только отрадное». В письме к Ольге Трубниковой, делясь своими впечатлениями, он напишет: «У меня совершенный дурман в голове, но я уверен, что все, что делалось воображением и рукой художника – все, все делалось почти в пьяном настроении, оттого они и хороши эти мастера XVI века Ренессанса. Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть – беззаботным; в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».
Из окна гостиницы Серов написал два этюда маслом: один с видом набережной Скьявони, другой с видом на площадь Святого Марка. Преображенный рефлексами и отражениями, изображен сквозь завесу влажного воздуха один из самых выразительных архитектурных ансамблей в мире. Безлюдная, словно скованная тишиной Пьяцца, причудливое “кружево” собора Святого Марка и мощная вертикаль колокольни завораживают молчаливой красотой. Подобно некоему волшебству, таинству происходит слияние человека и города. Тонко разработанная серебристо-серая гамма, строго и благородно звучащая в рассеянном свете, обнаруживают природный дар Серова-колориста.