Клюн Иван (1873-1943)
Пробегающий пейзаж
1915
Размер - 78,4 x 62 x 6
Материал - дерево, керамика, металл, проволока
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1273
Дар Г.Д. Костаки; ранее – собрание С.И. Соловейчик, дочери художника. 1977
В 1910-е годы Иван Клюн был одним из ведущих мастеров нового русского искусства. Близкий друг и соратник К.С. Малевича, он участвовал вместе с ним во многих программных авангардных выставках тех лет. В 1913 году Клюн создал свои первые кубофутуристические произведения, представленные им на выставке «Союз молодежи» (Петроград, 1913–1914). Подобные работы он показал и на выставке «Трамвай В» (Петроград, 1915). Именно здесь впервые экспонировался рельеф «Пробегающий пейзаж», который в каталоге имел добавление «Голубчик». Эта дерзкая, эпатажная работа сразу привлекла к себе внимание критики. Ее фотография появилась в журнале «Огонёк», где она была воспроизведена наряду с «Англичанином в Москве» Малевича в числе четырех самых характерных экспонатов выставки. «На “картине” “Пробегающий пейзаж, или Голубчик” – изображение вакханалии простейших геометрических тел. Изображая их сплетение, переплетение и перевоплощение, автор настолько умилился, что решил назвать продукт своего творчества – “Голубчик”», – писал возмущенный рецензент.
«Пробегающий пейзаж» был результатом довольно долгой работы художника, ему предшествовал живописный вариант (1914), сделанный, по определению автора, «по принципу кинетического кубизма», а также серия рисунков 1914–1915 годов, развивавших эту тему. Художник не остановился и на том варианте, который показал на «Трамвае В», а продолжал его дорабатывать. Изменились расположение и цвет отдельных деталей, работа приобрела пространственность, стала более скульптурной. Фотография в «Огоньке» сохранила первоначальный вид «Пробегающего пейзажа».
«Пробегающий пейзаж» – одно из самых новаторских кубофутуристических произведений Клюна, экспонировался на всех крупных выставках 1910-х годов, в том числе «0,10» (Петроград, 1915–1916), «Магазин» (Москва, 1916). Художник считал его контррельефом и рассматривал как свой первый опыт в скульптуре. Клюн датировал «Пробегающий пейзаж» 1913 годом; вслед за Малевичем он иногда ставил более ранние даты на работах, желая утвердить свое первенство в создании новых форм искусства.
Кубистический период Клюна был недолог, он закончился в 1916 году. Но за это время им было создано несколько выдающихся работ, к числу которых, бесспорно, относится одно из самых знаменитых произведений художника – кубофутуристическая «скульпто-живопись» «Пробегающий пейзаж».