Клюн Иван (1873-1943)
Композиция. Построение по органическому и декоративному принципам
1920-1923
Размер - 71 x 33,5
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5019
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Иван Васильевич Клюн – одна из ключевых фигур русского авангарда 1910–1920-х годов. Друг и соратник К.С. Малевича, самобытный художник и исследователь, он внес существенный вклад в формирование беспредметного искусства и был ревностным приверженцем и пропагандистом супрематизма. Его собственное творчество начиная с 1916 года развивается под знаком этого стиля. Однако уже к концу 1910-х живописная практика и теоретическое осмысление супрематизма приводят Клюна к отказу от его принципов ради собственного варианта беспредметного искусства.
Художник пытается выйти за пределы супрематической системы или, точнее, пробует раздвинуть ее границы. Он начинает отходить от супрематических комбинаций одинаково окрашенных плоскостей. Его все меньше увлекают «сухие, четко очерченные в своих границах геометрические формы супрематизма, локальный цвет, в который окрашивались эти формы». Клюн отказывается от установки, согласно которой цвет в пределах формы не должен изменяться, напротив, он считает, что «разложение определенного цвета» только увеличивает его силу. Он постепенно переходит от правильных геометрических форм к формам произвольным и к новой трактовке цвета. «Соседний цвет влияет на форму и изменяет ее. Движение цвета и распыленность формы увеличивают напряженность цвета», – писал он. Взяв за основу эти идеи, Клюн «разомкнул» границы супрематической формы, тогда и появились его новаторские живописные произведения с «растворяющимися» в пространстве формами. Художник стремится отойти от «комбинаций одинаково окрашенных плоскостей», активно вводя в композицию свет, распыляющий форму и плоскость.
В начале 1920-х он создает серию «сферических композиций» и определяет их как «беспредметное искусство», разграничивая его и супрематизм. К этой группе произведений относятся «Беспредметное по принципу свет-цвет» (1921), «Сферическая композиция» (1922) и другие работы, созданные по «цвето-световому принципу». «Застывшим, неподвижным формам супрематизма» художник противопоставляет свое «Новое Искусство Цвета».
«Композиция. Построение по органическому и декоративному принципам» – одна из наиболее показательных работ этого цикла. Два круга, помещенные на узкой вертикальной поверхности, не «парят» в пространстве, как полагается в супрематической композиции, а даже срезаны рамой картины. В этом произведении Клюн анализирует взаимоотношения оттенков цвета и геометрических форм.