Клюн Иван (1873-1943)
Супрематизм
1916
Размер - 89,3 x 71,1
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11935
Поступило из Музея живописной культуры. 1929
Иван Васильевич Клюн – одна из ключевых фигур русского авангарда 1910–1920-х годов. Друг и соратник К.С. Малевича, самобытный художник и исследователь, он внес существенный вклад в формирование беспредметного искусства и был ревностным приверженцем и пропагандистом супрематизма. Его собственное творчество, начиная с 1916 года, развивается под знаком этого стиля. Впервые Клюн показал свою супрематическую живопись на выставке «Бубнового валета» в ноябре 1916 года в Москве, среди экспонатов была картина «Супрематизм». Художник разрабатывает в ней соотношение цвета и формы, их взаимное тяготение, движение цвета, различные приемы цветовой композиции. Для Клюна характерно исключительное внимание к проблеме цвета, супрематизм воспринимается им прежде всего с точки зрения цветовых задач.
«Супрематизм» – знаковая работа нового периода творчества Клюна. Ограничив число форм в картине, он концентрирует внимание главным образом на исследовании принципа их сцепления и выявлении возможностей цвета. Здесь уже появились те характерные живописно-пластические приемы, которые вскоре приведут художника к иному способу организации беспредметной картины.
Клюн экспонировал «Супрематизм» в числе других беспредметных произведений на Х Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» (Москва, 1919). Он представил несколько аналитических серий под общим названием «Искусство цвета», среди них – «Супрематизм», «Синтетический супрематизм» и «Цветовые построения». Это была программная для Клюна выставка, в статье для ее каталога он впервые публично критически высказался по отношению к супрематизму Малевича.
После поступления в 1929 году в Государственную Третьяковскую галерею из Музея живописной культуры «Супрематизм» в течение нескольких лет находился в постоянной экспозиции как характерный образец беспредметности. Позднее картина экспонировалась на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» (Москва, 1933), после которой критика обвинила Клюна, как и других авангардистов, в формализме и бессодержательности. «Супрематизм» даже стал темой карикатуры под названием «Художник-формалист» в журнале «Крокодил», автор которой изобразил в пародированном виде Клюна и его картину. Вскоре последовала разгромная статья П. Керженцева «О Третьяковской галерее» (1936), давшая толчок кампании по борьбе с формализмом, и все произведения художников авангарда, в том числе «Супрематизм» Клюна, были на долгие годы спрятаны в запасник Третьяковской галереи.