Клюн Иван (1873-1943)
Прямоугольники
1917
Размер - 34,5 x 41,5
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5509
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Иван Васильевич Клюн – одна из ключевых фигур русского авангарда 1910–1920-х годов. Друг и соратник К.С. Малевича, самобытный художник и исследователь, он внес существенный вклад в формирование беспредметного искусства и был ревностным приверженцем и пропагандистом супрематизма. Его собственное творчество начиная с 1916 года развивается под знаком этого стиля.
Однако в 1917–1918 годах в поисках собственного пути в искусстве он впервые пытается выйти за пределы супрематической системы или, точнее, пробует раздвинуть ее границы. «В супрематизме, – считает он, – каждая форма живет самостоятельно, вне всякой зависимости от других форм; части картины существуют, но не взаимодействуют», и стремится преодолеть эту автономность формы и цвета, сосредоточившись на проблеме связи элементов картины. Одной из знаковых работ, намечавших новый путь художника, является картина «Прямоугольники». Вероятно, она экспонировалась в числе «Двухцветных композиций» на выставке «Бубнового валета» (1917, Москва), где под общим названием «Искания в цвете» Клюн показывает своеобразные картины-формулы – «Одноцветные», «Двухцветные», «Трехцветные» и «Многоцветные» композиции, построенные соответственно из одного, двух, трех и нескольких цветных геометрических форм. «Полагаю, что один цвет – есть цвет, а два цвета – уже картина», – заявляет художник. Ограничив число форм в картине, он концентрирует свое внимание главным образом на исследовании принципа их сцепления и выявлении возможностей цвета. Художник разрабатывает в этих сериях различные варианты отношения цвета с абстрактной формой, с фактурой, соотнесенность частей друг с другом и с целым, контрасты и созвучия цветов и т.п. Он раскрывает не только собственные качества цвета, но и его композиционный потенциал.
Клюн экспонировал «Прямоугольники» и на Х Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» (1919, Москва) в аналитической серии «Цветовые построения».
Картина «Прямоугольники» состоит из двух простых геометрических форм, связанных общим живописным ритмом. Их сцепление образует новую сложную форму, в которой составляющие ее части находятся в цветовом и ритмическом равновесии, создавая композиционно-цветовое единство картины. В «Прямоугольниках» впервые проявились (еще в рамках супрематизма) те характерные живописно-пластические приемы, которые вскоре приведут художника к новым принципам организации беспредметной картины.