Остроухов Илья (1858-1929)
Берлин. Дождь
1889
Размер - 22 x 16
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.26631
Приобретено у М.Н. Селивановой. 1944
Илья Остроухов как художник сформировался относительно поздно благодаря счастливой встрече с известными мастерами, ставшими его наставниками — Александром Киселевым, Ильей Репиным, Василием Поленовым. Специально ремеслу Остроухов не обучался. Только год в качестве вольнослушателя он посещал Императорскую Академию художеств и столько же Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Овладеть профессией ему помогли также природные дарования и настойчивость характера.
Много пользы в плане профессионализма принесли начинающему живописцу поездки в Европу в 1886 и 1887 годах. Во время первой, побывав в Германии, Австрии и Франции, молодой человек с энтузиазмом неофита изучал произведения западного искусства. «Я, признаться, и не ожидал, – писал он Поленову, – такого впечатления от поездки, какое получается. Теперь уж можно подводить итоги. Итоги очень поучительные и приятные». Из итальянского путешествия 1887 года, совершенного в компании с Валентином Серовым и братьями Юрием и Михаилом Мамонтовыми, он уже привозит несколько замечательных этюдов, включая «Площадь св. Марка в Венеции» (1887).
Поездка в Германию 1889 года носила иной характер. К этому времени Остроухов получил известность, его лирические пейзажи «Золотая осень» (1886) и «Первая зелень» (1887), показанные на передвижных выставках, приобрел П.М. Третьяков. Удачно сложилось и личная жизнь художника: он вступил в брак с Надеждой Боткиной, дочерью известного чаеторговца Петра Боткина. Германия оказалась той страной, куда молодожены отправились в свадебное путешествие.
Остроуховы поселилась в отеле в центре Берлина с изумительным панорамным видом из окна на городские достопримечательности. Вероятно, в один из ненастных дождливых дней непоседливому художнику ничего не оставалось делать, как взять кисть и набросать на кусочке холста открывшийся его взгляду пейзаж. Безусловно, его, как тонкого колориста, привлекли приглушенные серовато-охристые краски пасмурного дня. Он попытался передать влажность воздуха, спешащих от дождя пешеходов, мчащиеся дилижансы. Сохраняя цветовую гармонию этюда, живописец, видимо, сознательно исказил яркие цвета национального немецкого флага, полотнища которого в хаотичном порядке свешивались с крыш и балконов многоэтажных зданий. Несмотря на камерные размеры и натурный характер исполнения, хорошо продуманная композиция произведения производит картинное впечатление.