«Сиверко»
Патрон шедевра
Остроухов Илья (1858-1929)
«Сиверко»
1890
Размер - 87,3 x 121
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1469
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1890
«Сиверко» – выдающееся произведение в творчестве Ильи Остроухова. Искусствовед Абрам Эфрос считал, что «без “Сиверка” не существовало бы Остроухова так же, как не было бы Саврасова — без "Грачей". В свою очередь, художник и критик Игорь Грабарь ставил эту картину даже выше полотен Исаака Левитана и «называл лучшим русским пейзажем того времени».
Созданием картины «Сиверко» увенчались поиски Остроухова, направленные на выражение самой сути русского национального пейзажа во всей его полноте. В работе ощутимы уроки Василия Поленова, который оказал больше влияние на развитие таланта Остроухова. Чувство цвета и умелая передача освещения, отличающие картины художника, воспитывались упорной работой на пленэре в Абрамцеве, в Жуковке и Борке в окружении членов Абрамцевского кружка и семьи Поленова. Здесь Остроухов был «своим», частым и всегда желанным гостем. По композиции «Сиверко» имеет сходство со многими приокскими панорамами Поленова с изгибающейся излучиной широкой реки. Художник избрал простой мотив, ничем не примечательный: ни по красочности, ни по эффектности. Вместе с тем пейзаж заключает емкий, цельный и понятный образ хмурой суровой природы, переданной без прикрас. Название картины – «Сиверко» – раскрывает главную идею произведения, заключенную в создании особого настроения. Художник стремился передать ощущение от пронизывающего северного ветра – сиверка или сивера, который гонит по небу тяжелые серые облака и рождает мелкую рябь на поверхности воды. Пейзаж наполнен искренним чувством, проникновенным звучанием, от которого щемит в груди. Как метко подметил Грабарь, «в этой вещи есть замечательная серьезность, есть какая-то значительность, не дающая картине стариться и сохраняющая ей бодрость живописи, ясность мысли и свежесть чувства».
В 1891 году Остроухов представил полотно на 19-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, членом котором он стал в том же году. По воспоминаниям Эфроса, в 1929 году во время гражданской панихиды по Остроухову, проходившей в зале Третьяковской галереи в окружении его картин, над изголовьем висела именно картина «Сиверко».