Кисти Ильи Остроухова принадлежит небольшое количество работ – с 1890-х годов он бóльшую часть времени уделял коллекционированию и затем руководству Советом Третьяковской галереи (1905–1913). Несмотря на это, Остроухов вошел в плеяду признанных русских живописцев конца XIX века.
Картина «Золотая осень» – одна из самых запоминающихся в творчестве Остроухова. Как и в других живописных «удачах» мастера –
«Первая зелень» (1887) и
«Сиверко» (1890, обе - Третьяковская галерея) – здесь раскрылся талант художника в передаче очарования русской природы. В поразительной свежести красок и непосредственности исполнения пейзажного мотива сказалось пристальное изучение натуры. Остроухов был художником самоучкой и непрестанно восполнял пробелы в образовании усердной работой на этюдах. Вдохновение для своих картин он черпал в окрестностях подмосковных Абрамцева и Жуковки – местах, облюбованных семьями Саввы Мамонтова и Василия Поленова.
Пейзаж «Золотая осень» отличается выразительным мажорным колоритом и убедительной передачей природного мотива. Отяжелела от осенних дождей золотисто-желтая листва развесистых кленов, дубов и лип. Серовато-хмурое небо заметно лишь сквозь редкие просветы в еще густых кронах деревьев. Оно грузно нависло над готовящейся к зимнему сну природой. Оживляют уголок леса три сороки, живо переданные умелой рукой Остроухова. Художник прекрасно разбирался в видах пернатых и их повадках. Его перу принадлежат очерки под названием «Птицы Средней России».