Лев Юдин – один из самых талантливых, глубоких и интересных учеников Казимира Малевича. В совершенстве усвоивший уроки гения, но называвший себя иногда «блудным сыном», он развивался и искал. Диапазон и направления его пластических поисков могли выходить за пределы одобряемого учителем.
Юдин родился в 1903 году в Витебске, еще в школе начал посещать мастерскую Малевича, а в 1922-м переехал вместе с ним в Петроград, учился во Вхутемасе–Вхутеине (1922–1923). С 1923 года работал в Гинхуке, в конце 1920-х – в 1930-е входил в группу живописно-пластического реализма. С 1928 года сотрудничал в журналах «Чиж» и «Ёж» и знаменитой «Академии Маршака». Лев Юдин погиб в ноябре 1941-го в первом же своем бою на одном из самых кровавых участков Ленинградского фронта. Получив накануне боя «бронь» от Союза художников, он отказался воспользоваться ею. Юдину было 38 лет. Он успел очень многое, не останавливался, и никакие признаки кризиса, который испытывали к концу 1930-х многие представители его поколения, прошедшие авангардную школу, в его наследии не прослеживаются.
Судьба этого наследия печальна – многое было сожжено чужими людьми во время войны и блокады Ленинграда. Среди сохранившегося – группа натюрмортов середины – второй половины 1930-х годов, в том числе «Голубой натюрморт».
Юдин писал: «Я хочу сделать искусство, не выходя из своей комнаты». В живописно-пластическом реализме возврат к индивидуальному восприятию и образам реального мира опирался на опыт формостроительства, заложенный Малевичем. В сложной, кубистической в основе структуре натюрморта (про Юдина говорили, что он «знал кубизм назубок») выстроившиеся в некую процессию предметы связаны общим движением. Формы их ломаются, пересекаются, разбиваются глубокими тенями и светлыми бликами, голубой, лимонный, черный, белый, терракотовый цвета сталкиваются, контрастируют и перетекают друг в друга, в изгибах криволинейных ручек и носиков чайников, кажется, таятся живые характеры. В предметы натюрморта художнику удается «вложить и остроту, и теплоту, и особую щемящую странность». Лев Юдин сильнее других учеников Малевича тяготел к сюрреализму, стремился «выразить <…> непостижимую странность самых обычных вещей».
Трагически рано погибший художник успел и сумел «сказать – свое»: в живописи, графике, в иллюстрациях к детским книгам, в пространственных композициях из бумаги. Созданное им кажется удивительно современным спустя десятилетия.