Голицын Илларион (1928-2007)
Обыкновенный день
1961
Размер - 55,6 x 78,6
Материал - бумага
Техника - линогравюра
Инвентарный номер - ГРС-737
Поступило от ДВП. 1962
На рубеже 1950–1960-х годов, когда Илларион Голицын начинал свой путь в искусстве, основной темой его творчества стала повседневность, «скромная обыденность окружающего». Молодой художник внимательно всматривался в действительность эпохи оттепели, пытливым взглядом вычленяя ее причудливые ритмы. Многие из своих первых линогравюр Голицын посвящал городу, бытовым непритязательным мотивам, таким как брандмауэр дома с вывесками в гравюре «Стена», где характерные приметы времени переданы с тонким лиризмом.
Гравюра «Обыкновенный день» также представляет обычную повседневную сцену. Внимательный взгляд отмечает совсем не идеальные детали: вынесенные на улицу доски и железную кровать, развешенное для просушки белье. Люди занимаются рутинными делами. Художник не акцентирует психологическое состояние персонажей, их лица даны обобщенно и затенены. Некоторые фигуры закрыты другими элементами изображения, что усиливает эффект как бы мельком увиденной сцены.
В этой работе ярко проявилась способность художника создавать точку зрения «изнутри» мотива. Композиция помещает зрителя внутрь пространства с деревянными балками, которые, устремляясь вглубь от поверхности листа, создают эффект нашего присутствия там. Одновременно эта же конструкция на переднем плане выстраивает между зрителем и основным действием на среднем плане пространственную паузу, заполненную прихотливой светотеневой игрой. Участие зрителя оказывается пассивным – мы не включены в эту жизнь, но наблюдаем ее.
Эта ранняя гравюра отличается упругим штрихом и выразительной пластикой, однако в соотношении белого и черного превалирует черный, оттеняемый лишь белизной дома и досок на среднем плане. Позднее Голицын, следуя советам своего негласного наставника Владимира Фаворского, будет постепенно уходить от лепки черным, развивая «белое» пространство гравюры.