Испытывая глубокий интерес к истории Отечества, Илларион Голицын увлеченно разрабатывал в своей живописи ретроспективные темы. Обращаясь к памяти предков, художник занимался поиском емких образов преемственности поколений, подчеркивал важность сохранения исторических традиций, исследовал связь с прошлым через искусство – предметы материальной и духовной культуры.
Илларион Голицын – известный график, живописец, скульптор, потомок старинного дворянского рода Голицыных. Он рано начал рисовать под руководством отца – талантливого графика, иллюстратора книг В.М. Голицына (1901–1943), арестованного по ложному обвинению и погибшего в ИТК № 5 в городе Свияжске. Молодой художник, часто бывая в мастерской П.Д. Корина, общаясь с П.В. Митуричем, работая с Е.С. Тейсом, проникся глубоким уважением к рисунку, параллельно увлеченно занимаясь живописью. Особую роль в творческом развитии мастера сыграла встреча в 1950 году с В.А. Фаворским – выдающимся графиком, теоретиком искусства и педагогом, которого Голицын почитал как своего учителя. Именно от него художник усвоил целостное видение мира, глубокий интерес к композиции и ее объемно-пространственному построению, пластическому началу в рисунке. Многообразие освоенных Голицыным техник и материалов обогатило художественное видение мастера, сделав его подход к искусству цельным, что особенно заметно в живописных полотнах зрелого периода.
На картине изображена комната в знаменитом «Красном доме» в Новогирееве, где большую часть своей жизни прожили В.А. Фаворский, И.С. Ефимов и Н.Я. Симонович-Ефимова, Д.Д. Жилинский, Д.М. Шаховской и сам художник, окруженный большой дружной семьей. Небольшое помещение наполнено живописью XVIII века – на стене висят фамильные портреты представителей знаменитого княжеского рода, среди которых выделяются парные портреты четы И.А. и А.П. Голицыных. Изысканные предметы барочной мебели, унаследованные от предков, создают особую атмосферу живой старины, где о современности напоминают лишь печатная машинка и электрический ночник, освещающий мягким желто-оранжевым светом угол комнаты. Мастер составил изысканную цветовую палитру из комплементарных цветов – насыщенную красную доминанту поддерживают зеленые, охристые желто-оранжевые, сине-фиолетовые оттенки. Матовый и одновременно мерцающий красный тон стен, созданный полупрозрачными быстрыми мазками, вибрирует в полутьме, наполняя атмосферу особым психологическим состоянием, рождающимся из воспоминаний художника. При внешнем отсутствии развитой сюжетной линии все предметы взаимосвязаны и пластически неделимы в общем пространстве комнаты. Разновременные объекты вступают в диалог друг с другом, наводя на размышления о связях прошлого и настоящего. Время в идиллических полотнах художника замедлено и протекает по-особенному – вдалеке от повседневности столичного мегаполиса с его жесткими ритмами и стремительным темпом жизни.