Кругликова Елизавета (1865-1941)
Аничков мост
1924-1925
Размер - 35,5 x 51,6
Материал - бумага
Техника - монотипия
Инвентарный номер - Инв.10458
Приобретено у автора. 1928
Круг творческих интересов Елизаветы Кругликовой был широк – она проявила себя как график, живописец, иллюстратор и театральный оформитель. Известностью пользуются ее выразительные силуэтные портреты современников, вырезанные из черной бумаги.
Кругликова открыла для себя монотипию в период жизни в Париже. С 1909 года художница начала активно с ней работать и много сделала для популяризации в России этой печатной техники, ранее у нас не известной. Она называла ее «живописью в манере эстампа», так как оттиск с металлической пластины, на которую масляными красками наносится рисунок, может быть получен лишь в единственном экземпляре, оставаясь уникальным произведением.
Кругликова в совершенстве овладела монотипией, используя ее возможности в разных жанрах – натюрмортах, пейзажах, жанровых сюжетах. В 1920-е годы в творчестве художницы появилось много городских пейзажей Ленинграда ‒ ее родного города. Она запечатлевает его знаковые места ‒ Невский проспект или «Таврический дворец» – с присущими ее манере изяществом и живостью. В работе «Аничков мост» художница артистично передает городскую суету и шум большого проспекта. Монохромное изображение наполняется тональным богатством благодаря мягким наслоениям краски. В собрании Третьяковской галереи хранится оригинальный рисунок «Аничков мост», выполненный углем, который стал основой для этой монотипии. В сравнении с оттиском рисунок более проработан в деталях, но суховатое рисование углем и детализация придает меньше динамичности и живого дыхания всей сцене, нежели свободная живописная манера монотипии.
Монотипии Кругликовой стали эталонными для дальнейшего развития этой техники в России.