Лебедев Клавдий (1852-1916)
Кончина царя Фёдора Алексеевича. Царевна Софья
1890-е
Размер - 17,6 x 27
Материал - бумага серая
Техника - графитный карандаш, тушь
Инвентарный номер - Инв.26562/14
Приобретено из собрания семьи Серовых. 1954
Альбомы художников составляют отдельный фонд собрания Государственной Третьяковской галереи. Этот редко экспонирующийся на выставках материал дает возможность проникнуть в творческую мастерскую, проследить процесс возникновения замысла. Требование реалистического отражения событий истории рождает своеобразный исторический жанр, в центре внимания которого не только определяющие судьбу стран события, но и сама жизнь ушедших поколений. Несохранившаяся картина «Кончина царя Фёдора Алексеевича» изображала важный момент в истории Российского государства. В 1682 году в возрасте 20 лет умер царь Фёдор Алексеевич. Он не сделал распоряжения о престолонаследии, поэтому за его кончиной последовало продолжение стрелецкого бунта и народных волнений. Было принято решение о венчании на царство одновременно двух царей: малолетних братьев Фёдора – Ивана и Петра, при регентстве их старшей сестры Софьи Алексеевны.
Уже в первоначальных набросках очевидно, что Клавдия Лебедева прежде всего интересует характер и реакция исторических лиц на происходящее. Зная последующее развитие событий, художник сразу расставляет акценты. Главной героиней становится царевна Софья, разработкой образа которой он занимается с особым вниманием. Художник многократно зарисовывает позирующую для образа Софьи натурщицу в историческом костюме, меняет выражение ее лица. Он продумывает позу, жест, ракурс, пробует повернуть ее спиной, выпрямляет и сгибает руку царевны – всё ради того, чтобы как можно ярче передать ее внутренний стержень, решительность, спокойствие и уверенность, словом, ту роль, которую она сыграет в истории. Он определяет место Софьи в картине, располагая ее в центре. Меняет он и саму точку зрения в композиции. Слева несколько набросков фигур главных антиподов, двух типов характеров, – мрачной решительной Софьи и более робкой Натальи Нарышкиной.
Картина открывала цикл, посвященный истории Петра I. В 1897 году за картину «Смерть царя Фёдора Алексеевича» Клавдий Лебедев получил звание академика.