Для художников второй половины XIX века, какова бы ни была выбранная ими специализация – историческая живопись, портрет, жанр, – подготовительные натурные зарисовки стали важной частью работы. Альбомы и блокноты, которые всегда под рукой, – своеобразные дневники наблюдений, куда заносилось все, что может пригодиться в будущем произведении. В альбоме Клавдия Васильевича Лебедева, хранящемся в Третьяковской галерее, – наброски, эскиз и этюды к его картине «Сострунка медведя» (1907). Художник фиксирует финальную часть охоты на медведя самым древним и опасным способом – у берлоги с рогатиной. Обычно на нее отправлялись весной, когда зверь терял от спячки былую силу. На зверя шли с рогатиной, которой один из охотников тревожил медведя в берлоге. В это время остальные готовились к выстрелу. Сложная задача – попасть в зверя в момент, когда его морда только появляется из берлоги, иначе для перезарядки ружья понадобится время, и тут либо охотник с рогатиной сумеет удержать его, а лайка отвлечь, либо исход может оказаться печальным.
На альбомном листе мы видим уже разработанную композицию будущей картины, изображающей завершающий эпизод удачной охоты – сострунку (связывание) побежденного животного.
Художник с интересом разрабатывает позы всех участников события: главный герой – мужчина с рогатиной – находится на первом плане слева, он изображен со спины опирающимся на длинную палку, которая несколько минут назад служила орудием охоты. Остальные охотники связывают медведя. При создании художественных образов Лебедев особое внимание уделяет характеристике каждого персонажа. В правой части листа – отдельно прорабатываются фигуры, уточняются позы действующих лиц.