Альбом известного исторического живописца Клавдия Лебедева включает многочисленные рабочие наброски. На одном из листов – эскиз композиции и зарисовки фигур к акварели «Ассамблея при дворе Петра I» (Ивановский областной художественный музей).
Образ Петра I занимает особое место в творчестве Лебедева. Именно этой значимой для истории России фигуре посвящены многие его работы 1890–1900-х годов, такие как «Кончина царя Фёдора Алексеевича» (1890-е, эскизы в Третьяковской галерее), «Дьяк Зотов обучает царевича Петра» (начало 1900-х, эскизы в Третьяковской галерее). Одна из работ на эту тему – акварель «Ассамблея при дворе Петра I».
Ассамблея, прообраз дворянского бала, – нововведение Петра I, которое нанесло окончательный удар по старым устоям. В домах богатых людей проводились собрания «для забав и для дела», причем в них непременно должны были принимать участие и женщины.
Вверху левее середины листа изображен молодой человек, напоминающий самого Петра, который с удовольствием задавал тон балам, когда танцы были непривычным делом для публики. Другие участники ассамблей держались скованно, плохо двигались в новомодных костюмах, в которых, по образному выражению Ф.Ф. Вигеля, «всё топорщилось и фанфаронило». Даже молодые женщины и девушки проявляли неуклюжесть. Лебедев изображает женские фигуры, затянутые в корсеты, с широкими юбками и длинными шлейфами – в таком наряде они не только не могли кружиться в танцах, но не знали, как им сесть и встать. Лебедев также изображает дам почтенного возраста, не менее нарядно одетых, сидящих в стороне и наблюдающих за происходящим.
Рисунок из альбома дает уникальную возможность увидеть работу художника в процессе, понять его логику и более глубоко воспринять результат – осуществленную акварель «Ассамблея при дворе Петра I».