Клавдий Лебедев – признанный мастер исторической картины. Образ Петра I занимает особое место в творчестве художника. Именно этой значимой для истории России фигуре посвящены многие его произведения 1890–1900-х годов («Кончина царя Фёдора Алексеевича», 1890-е, эскизы в ГТГ; «Дьяк Зотов обучает царевича Петра», начало 1900-х, эскизы в ГТГ; «Пётр I в Саардаме», 1908). Одна из таких работ – акварель «Ассамблея при дворе Петра I». Обращаясь к исторической теме, художник более всего интересуется воссозданием быта эпохи, жизни людей прошлого с той же точностью, к какой его современники стремились в бытовой жанровой живописи.
Ассамблея – прообраз дворянского бала – важное нововведение Петра I. Указ об ассамблеях нанес окончательный удар по старым устоям. В домах богатых людей проводились собрания «для забав и для дела», причем в них непременно должны были принимать участие женщины. Танцы были непривычны для участников ассамблей. Они держались скованно, плохо двигались в новомодных костюмах, в которых, по выражению Ф.Ф. Вигеля, «все топорщилось и фанфаронило». Даже молодые женщины и девушки казались неуклюжими. Затянутые в корсеты, с широкими юбками, на высоких каблуках, с высокими прическами и длинными шлейфами, они не только не могли кружиться в танцах, но и не знали, как им сесть и встать.
В альбоме художника сохранились подготовительные наброски, где он зарисовывает фигуры женщин в пышных платьях, присевших в реверансах, молодых людей в камзолах, склонившихся в поклоне. Уточняя позы, Лебедев рисует обнаженных натурщиков. Художник пытается передать сам момент приспосабливания к новому, непривычному действию, отражающийся в неловких движениях. В итоговой акварели цвет, эффекты освещения несколько смягчают неуклюжесть участников происходящего. Успокаивающей доминантой композиции выглядит возвышающаяся над всеми фигура Петра I. Художник соединяет историческую и жанровую картины, органично сосуществующие в его творчестве.