Лебедев Клавдий (1852-1916)
Боярская свадьба
1883
Размер - 48,8 x 69,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.959
Приобр. П.М. Третьяковым в 1884 у автора
В 70–80-е годы XIX столетия проявился серьезный интерес русских живописцев к отечественной истории XVI–XVII веков и ее осмыслению в художественных образах. Творческая работа, посвященная историческим мотивам, по словам Ивана Крамского, «настолько интересна, нужна и должна останавливать современного художника, поскольку параллельна современности и поскольку можно предложить зрителю намотать себе что-нибудь на ус». Московский художник Клавдий Лебедев, ученик Василия Перова и Иллариона Прянишникова, часто изображал сцены из боярской жизни: «Молодой боярин за столом» (1880), «Выход боярышни из церкви» (1881), «В Московском приказе XVII в.» (1898). Историческая живопись позволяла мастеру показать характеры героев, используя красочность костюмов и особенности обстановки. Создавая разнообразные по замыслу жанровые сцены, художник смог достичь в них широкого обобщения.
Картина «Боярская свадьба» – первое историческое полотно Клавдия Лебедева, принесшее автору настоящую известность. Художника привлекал колорит жизни XVII века, яркость нарядов, характеры людей прошлого. Русская свадьба – старинный ритуал, который, пройдя через века, сохранил свою самобытность и в XIX веке. Многофигурная композиция в работе Лебедева получает кульминационное развитие: рифмы, паузы, аккорды цвета, полярный диапазон человеческих эмоций – все это создает стереоскопическую модель мира и времени. Персонажи, вещи, одежды и элементы предметного окружения одновременно соединяются и в увлекательный рассказ, и в живописную симфонию цвета. Несмотря на то что Клавдия Лебедева по праву считают великолепным рисовальщиком, в этом произведении заметен и серьезный талант колориста. Картину отличает большая живописность и свобода цветовой игры – темно-коричневый цвет интерьерного пространства и эффектно соотнесенные с ним синие, желтые, красные одежды персонажей. Мастер метко продемонстрировал яркость и разнообразие характеристик и образов.
Произведение, экспонировавшееся в 1884 году на XII передвижной выставке, было встречено публикой неоднозначно. «Санкт-Петербургские ведомости» писали, что представленные в картине «типы невозможны, безобразны до крайности, на них противно смотреть». Критик Владимир Стасов, напротив, считал, что самое привлекательное в работе Лебедева – это «типы и характеры, превосходно понятые и выраженные». В 1888 году художник Константин Савицкий, размышляя о развитии исторического жанра, в письме Виктору Васнецову отметил, что «москвичи будто главенствуют в этом; говорят, что большие вещи можно ждать от Лебедева».
Друг Лебедева, художник Владимир Маковский в «Некрологе» в 1916 году писал о художнике: «Простой, искренний, скромный – он по самой природе своей избегал всего крикливого, показного, эффектного. Он никогда не прибегал к рекламе, искренне любил искусство, которому отдавался всецело…» Несомненно, внутренняя скромность мешала популярности Клавдия Лебедева, поэтому он не достиг блестящего успеха, хотя его произведения пользовались широкой известностью среди ценителей и любителей искусства.