Древнегреческий миф об Орфее и Эвридике, повествующий о драматической истории любви смертного музыканта и лесной нимфы, не раз отражался в мировом искусстве разных эпох. Этот сюжет интересовал художников как Ренессанса, так и романтизма, видевших в нем воплощение идеала вечной любви, неподвластной смерти. Прекрасная дриада, лесная нимфа Эвридика погибла от укуса ядовитой змеи. Не сумев смириться с гибелью возлюбленной, Орфей попытался вызволить ее из царства мертвых, но досадная оплошность героя помешала этому. Всю оставшуюся жизнь убитый горем Орфей ждал своей смерти, чтобы воссоединиться с Эвридикой.
В работе московского художника Владимира Косынкина Орфей изображен взволнованным и встревоженным. Лист – парный эскиз к работе
«Эвридика, укушенная змеей» (Третьяковская галерея), в нем передан испуг героя, вызванный смертельным происшествием с его возлюбленной. Чтобы подчеркнуть напряженность момента, художник лишает образ Орфея конкретных подробностей и даже избегает изображения традиционного атрибута музыканта – арфы. Косынкин сконцентрировал все внимание на эмоциональном порыве юноши, выраженном в напряженной позе и резком жесте вскинутой руки. Его силуэт намечен пятнами света и тени и обобщен тонкой перовой линией. Чтобы придать сцене динамику, художник дает фигуру в сложном пространственном развороте.
В своих пластических поисках на бумаге Косынкин часто экспериментирует с техникой. В листе «Орфей» он наносит пятна краски через специальные сетчатые трафареты – тангиры, за счет чего создается неоднородная живая фактура. В качестве материала он выбирает чрезвычайно тонкую рисовую бумагу – она хорошо впитывает краску. Художник использует это свойство для создания эффекта расплывчатости, ускользания, что подчеркивает хрупкость и эфемерность мира мифологических героев.
Автор рисунка не дословно иллюстрирует древний сюжет, а создает лаконичный образ сильной эмоции. Владимир Косынкин своим творчеством подтверждает непреходящую актуальность классических мифов.