Косынкин Владимир (род. 1941)
Эвридика, укушенная змеей
2017
Размер - 46 x 40
Материал - бумага рисовая
Техника - тушь, кисть, перо, трафарет
Инвентарный номер - РС-16775
Дар автора. 2018
Древнегреческий миф об Орфее и Эвридике, повествующий о драматической истории любви смертного музыканта и лесной нимфы, не раз отражался в мировом искусстве разных эпох. Этот сюжет интересовал художников как Ренессанса, так и романтизма, видевших в нем воплощение идеала вечной любви, неподвластной смерти. Прекрасная дриада – лесная нимфа Эвридика, погибла от укуса ядовитой змеи. Не сумев смириться с гибелью возлюбленной, Орфей попытался вызволить её из царства мертвых, но досадная оплошность героя не позволила этому случиться. Всю оставшуюся жизнь убитый горем Орфей ждал своей смерти, чтобы вновь воссоединиться с Эвридикой.
В работе московского художника Владимира Косынкина «Эвридика, укушенная змеей» изображен один из ключевых моментов мифа – роковая случайность, приведшая к неминуемым последствиям предначертанной судьбы. Образ героини условен и лишен конкретных подробностей. Художник не дословно иллюстрирует древний сюжет, а создает выразительный образ смертельного испуга Эвридики, оказавшейся на грани жизни и смерти. С помощью пятен света и тени Косынкин словно вылепливает объемную фигуру в динамичном, сложном развороте. Затем художник обобщает женский силуэт, очерчивая его тонкой перовой линией. Превосходное чувство формы и знание человеческой анатомии позволяют художнику создать точное пластическое выражение движения фигуры в пространстве. Эти навыки Косынкин развивал благодаря занятиям скульптурой, изучению динамики форм через мелкую пластику. Работа со скульптурной формой и объемными постановками и конструкциями являлась обязательной частью в преподавательской практике Косынкина, много лет проработавшего на графическом факультете Полиграфического университета.
В своих пластических поисках на бумаге Косынкин часто экспериментирует с техникой. В листе «Эвридика, укушенная змеей» он наносит пятна краски через специальные сетчатые трафареты – тангиры, за счет чего создается вибрирующая, живая фактура. В качестве материала он выбирает чрезвычайно тонкую рисовую бумагу – она хорошо впитывает краску и как нельзя лучше подчеркивает хрупкость и эфемерность этого мифологического сюжета.
Владимир Косынкин в своем творчестве обращается к образному миру классических мифов, говоря о них в индивидуальной художественной манере. Таким образом художник возрождает идеалы античного наследия в современном нам мире, подчеркивая непреходящую актуальность классических сюжетов.