Серов Валентин (1865-1911)
У окна
1886
Размер - 28,8 x 20
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1517
Приобретено Советом Третьяковской галереи у О.Ф. Серовой, вдовы художника. 1911
Валентин Серов, выдающийся художник рубежа XIX–XX столетий, блестяще владевший всеми жанрами изобразительного искусства, вошел в историю русской живописи прежде всего как первоклассный мастер портрета. Его индивидуальный стиль сформировался и достиг зрелости очень рано. Юношеские работы художника полны поэтического обаяния. Они проникнуты светлым, радостным настроением, теплым отношением к моделям, которых он, по выражению Л.Н. Толстого, видит «насквозь, с любовью».
Слова Серова, произнесенные в эти годы: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», – сформулировали кредо художника и стали ориентиром для многих русских живописцев.
К этому «отрадному» периоду творчества относится написанный летом 1886 года небольшой портрет, на котором молодой мастер изобразил свою невесту Ольгу Фёдоровну Трубникову в интерьере дома усадьбы Домотканово. Они были знакомы с ранней юности. Трубникова, потерявшая родителей, с 13 лет воспитывалась в семье А.С. Симонович, тетки Серова, в доме которой он часто бывал и с которой был очень дружен. Трубникова и Серов поженились лишь в 1889 году и многие годы вынуждены были провести в разлуке. Годы эти были наполнены редкими встречами и многочисленными письмами, в одном из которых художник писал: «Знаю я одно, из девичьих лиц твое мне всех милее...» Современники вспоминали, что у Ольги были большие серые глаза, пушистые, легкие вьющиеся волосы и очень тонкие черты лица; она была девушкой скромной и застенчивой. В этом необыкновенно лиричном портрете художнику удалось с большой любовью передать красоту его юной невесты.
В комнате, наполненной льющимся извне светом, у окна сидит девушка, слегка склонив голову и опустив взгляд на книгу, которую держит в руках. Мягкие солнечные рефлексы играют на ее лице, придавая нежность его тонким чертам.
Свет, отражения солнечных лучей, тонкие нюансы светотени стали одними из главных элементов ранних серовских работ. Но за внешними оптическими эффектами уже просматривалась высшая цель художника – воплощение внутреннего духовного света. Так сложился знаменитый серовский метод –воплощение непосредственной свежести мгновения путем длительного вживания в натуру.
Уже в середине 1880-х годов Серов уловил новые европейские искания и в своих работах смог передать живую подвижность, изменчивость световоздушной среды. Ему было суждено естественно и органично соединить русскую живописную традицию с тенденциями мировой художественной культуры.