Ангерер Виктор (1839–1894)
Верещагин В.В. Воскресение Христа
1885
Размер - 13,8 x 9,8
Материал - бумага
Техника - альбуминовый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-237
В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся девять фотографий картин художника Василия Васильевича Верещагина, сделанных австрийским фотографом Виктором Ангерером. Первую студию в Вене Ангерер открыл в 1862 году, работал в Будапеште и Бад-Ишле. Его фотографическая карьера длилась более тридцати лет и охватывала как фотографию, так и производство фотоматериалов. Совместно с братьями, Людвигом (также известным венским фотографом) и Августом (арт-дилером), Виктор Ангерер с конца 1860-х годов владел целым рядом фотографических и смежных с ними предприятий: несколькими фотоателье, заводом по производству фотоматериалов, магазином по продаже аксессуаров и химикатов для фотолюбителей, литографской мастерской и издательством, художественно-фотографическим магазином. Занимался он также фотографированием и изданием репродукций произведений искусства, в том числе картин Верещагина, который одним из первых русских художников осознал значение фоторепродукций для популяризации и тиражирования собственных работ. Фотографии были сделаны в 1885 году, когда в Вене в Доме художников (нем. Künstlerhaus Wien) проходила персональная выставка Верещагина. В этом выставочном зале часто продавались фотоотпечатки с репродукциями, они пользовались большим спросом у посетителей. Кроме репродукций, на выставке продавался и каталог с небольшим количеством черно-белых иллюстраций. Верещагин отводил особую роль подобным изданиям, он сам писал вступительные статьи и пояснения, представлявшие собой этнографические заметки и личные впечатления.
Василий Васильевич Верещагин очень серьезно подходил к персональным выставкам, считая важным для понимания публикой творчества художника не только подбор работ, но и оформление залов, использование различных вариантов освещения и музыки в выставочном пространстве.
Выставка в Вене проходила в октябре – декабре 1885 года и имела огромный успех, ее посетили тысячи зрителей. На выставке было представлено сто сорок четыре произведения художника, в том числе более пятидесяти работ из палестинской серии и около тридцати из индийской, а также картины балканского цикла и произведения на русскую тему.
Палестинская серия была создана после поездки художника в Сирию и Палестину, где он написал около 50 этюдов: пейзажи, историко-этнографические сцены, памятники и сюжеты из библейской истории. Вернувшись после окончания путешествия в свою мастерскую в Париже, Верещагин приступил к написанию картин на евангельские темы («Святое семейство», «Воскресение Христово», «Христос на Тивериадском озере», «Иисус с Иоанном Крестителем на Иордане», «Иисус в пустыне», «Пророчество»), а также этюдов, связанных с пребыванием в Сирии и Палестине. На выставке в Вене в 1885 году картины из этой серии были показаны впервые, причем неканоническая трактовка Верещагиным евангельских сюжетов вызвала скандал. Особенное негодование католического духовенства во главе с князем-архиепископом Вены кардиналом Гангльбауэром вызвали две картины – «Воскресение Христа» и «Святое семейство». Кардинал обвинил художника в произвольном толковании Евангелия, оскорблении религиозных чувств католиков, кощунстве, начал кампанию в газетах с призывом к верующим не посещать выставку, а от организаторов требовал закрыть ее. Австрийская газета «Прессе», публикуя крайне недоброжелательную статью о верещагинской выставке, написала, что художник в картине «Воскресение Христа» изобразил не величайшее чудо религии, не воскресение распятого Христа, а пробуждение мнимоумершего и заживо погребенного человека. Эта кампания, с одной стороны, сделала выставке рекламу, количество посетителей увеличилось, но с другой – вызвала нездоровый ажиотаж. Один из фанатиков, монах, плеснул кислотой на картины, полотно «Воскресение Христа» сильно пострадало. Дальнейшая судьба картины неизвестна, увидеть ее можно только на фотографии.