Ангерер Виктор (1839–1894)
Верещагин В.В. Святое семейство
1885
Размер - 9,5 x 11,8
Материал - бумага
Техника - альбуминовый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-240
В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся девять фотографий картин художника Василия Васильевича Верещагина, сделанных австрийским фотографом Виктором Ангерером. Первую студию в Вене Ангерер открыл в 1862 году, работал в Будапеште и Бад-Ишле. Его фотографическая карьера длилась более тридцати лет и охватывала как фотографию, так и производство фотоматериалов. Совместно с братьями, Людвигом (также известным венским фотографом) и Августом (арт-дилером), Виктор Ангерер с конца 1860-х годов владел целым рядом фотографических и смежных с ними предприятий: несколькими фотоателье, заводом по производству фотоматериалов, магазином по продаже аксессуаров и химикатов для фотолюбителей, литографской мастерской и издательством, художественно-фотографическим магазином. Занимался он также фотографированием и изданием репродукций произведений искусства, в том числе картин Верещагина, который одним из первых русских художников осознал значение фоторепродукций для популяризации и тиражирования собственных работ. Фотографии были сделаны в 1885 году, когда в Вене в Доме художников (нем. Künstlerhaus Wien) проходила персональная выставка Верещагина. В этом выставочном зале часто продавались фотоотпечатки с репродукциями, они пользовались большим спросом у посетителей. Кроме репродукций, на выставке продавался и каталог с небольшим количеством черно-белых иллюстраций. Верещагин отводил особую роль подобным изданиям, он сам писал вступительные статьи и пояснения, представлявшие собой этнографические заметки и личные впечатления.
Василий Васильевич Верещагин очень серьезно подходил к персональным выставкам, считая важным для понимания публикой творчества художника не только подбор работ, но и оформление залов, использование различных вариантов освещения и музыки в выставочном пространстве.
Выставка в Вене проходила в октябре – декабре 1885 года и имела огромный успех, ее посетили тысячи зрителей. На выставке было представлено сто сорок четыре произведения художника, в том числе более пятидесяти работ из палестинской серии и около тридцати из индийской, а также картины балканского цикла и на русскую тему.
Палестинская серия была создана после поездки художника в Сирию и Палестину, где он написал около 50 этюдов: пейзажи, историко-этнографические сцены, памятники и сюжеты из библейской истории. Вернувшись после окончания путешествия в свою мастерскую в Париже, Верещагин посвятил остаток 1884 года и часть 1885-го написанию картин на евангельские темы («Святое семейство», «Воскресение Христово», «Христос на Тивериадском озере», «Иисус с Иоанном Крестителем на Иордане», «Иисус в пустыне», «Пророчество»), а также этюдов, связанных с пребыванием в Сирии и Палестине. На выставке в Вене в 1885 году картины из этой серии были показаны впервые, причем неканоническая трактовка Верещагиным евангельских сюжетов спровоцировала скандал. Особенное негодование католического духовенства во главе с князем-архиепископом Вены, кардиналом Гангльбауэром, вызвали две картины – «Святое семейство» и «Воскресение Христа». Кардинал обвинил художника в произвольном толковании Евангелия, оскорблении религиозных чувств католиков, кощунстве. В картине «Святое семейство» вместо традиционного изображения трех фигур – Марии, Иосифа и младенца Христа с нимбами вокруг голов, подчеркивающими их особый статус, Верещагин написал бытовую сцену из жизни рядовой семьи плотника где-то на Востоке – отец, мать и семеро детей (братья и сестры Иисуса), где все заняты обычными делами. Именно это стремление художника сделать акцент на нравственно-повествовательной форме выражения, показать человеческую природу Христа вызвало возмущение венских католиков. При этом сам живописец считал, что его картина соответствует евангельским текстам, о чем он писал в каталоге к выставке: «Святое семейство, как я понимаю, согласно следующим текстам Евангелия…» – и далее перечислял главы из Евангелий от Матфея, Марка и Иоанна. Художник как будто иллюстрирует текст, следуя традиции литературности, свойственной русской реалистической живописи XIX века.
Демонстрация палестинской серии в России была запрещена, последний раз эти работы Верещагина были выставлены на его персональной передвижной выставке в США. В 1891 году все 110 экспонировавшихся работ были проданы на аукционе, большая часть, в том числе «Святое семейство», попали в частные собрания.