Ангерер Виктор (1839–1894)
Верещагин В.В. Тибетский лама
1885
Размер - 14,1 x 9,1
Материал - бумага
Техника - альбуминовый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-239
В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся девять фотографий картин художника Василия Васильевича Верещагина, сделанных австрийским фотографом Виктором Ангерером. Первую студию в Вене Ангерер открыл в 1862 году, работал в Будапеште и Бад-Ишле. Его фотографическая карьера длилась более тридцати лет и охватывала как фотографию, так и производство фотоматериалов. Совместно с братьями, Людвигом (также известным венским фотографом) и Августом (арт-дилером), Виктор Ангерер с конца 1860-х годов владел целым рядом фотографических и смежных с ними предприятий: несколькими фотоателье, заводом по производству фотоматериалов, магазином по продаже аксессуаров и химикатов для фотолюбителей, литографской мастерской и издательством, художественно-фотографическим магазином. Занимался он также фотографированием и изданием репродукций произведений искусства, в том числе картин Верещагина, который одним из первых русских художников осознал значение фоторепродукций для популяризации и тиражирования собственных работ. Фотографии были сделаны в 1885 году, когда в Вене в Доме художников (нем. Künstlerhaus Wien) проходила персональная выставка Верещагина. В этом выставочном зале часто продавались фотоотпечатки с репродукциями, они пользовались большим спросом у посетителей. Кроме репродукций, на выставке продавался и каталог с небольшим количеством черно-белых иллюстраций. Верещагин отводил особую роль подобным изданиям, он сам писал вступительные статьи и пояснения, представлявшие собой этнографические заметки и личные впечатления.
Василий Васильевич Верещагин очень серьезно подходил к персональным выставкам, считая важным для понимания публикой творчества художника не только подбор работ, но и оформление залов, использование различных вариантов освещения и музыки в выставочном пространстве.
Выставка в Вене проходила в октябре – декабре 1885 года и имела огромный успех, ее посетили тысячи зрителей. На выставке было представлено сто сорок четыре произведения художника, в том числе более пятидесяти работ из палестинской серии и около тридцати из индийской, а также картины балканского цикла и на русскую тему.
Индийская серия (171 произведение) была создана после поездки Верещагина в Индию. Художник ответственно готовился к путешествию – изучал в Публичной библиотеке литературу об этой стране, географические атласы, заранее составил маршрут. Поездка продлилась два года и была нелегкой. Художник подвергался нападению диких животных, тонул в реке, замерзал на одной из горных вершин, болел тяжелой формой тропической малярии. Несмотря на трудности, Верещагин не прекращал работать, наблюдал и фиксировал яркие красочные виды Индии, уникальную архитектуру и национальные типы. Живописец создал множество портретов местных жителей. У художника не было цели создать психологический образ портретируемого; скорее его интересовала типичность облика. Поэтому Верещагин не подписывал портреты именами изображенных лиц, а обозначал в названии профессиональную или кастовую принадлежность. Небольшой выразительный портрет «Тибетский лама» написан с натуры при посещении им одного из многочисленных буддийских монастырей. Лама – лицо, принявшее монашеские обеты буддизма. Он пользовался большим уважением, так как, по мнению верующего, мог разрешать любые его сомнения и направлять на путь истины. Портрет, написанный маслом на дереве, в настоящее время хранится в собрании Дальневосточного художественного музея.