Ангерер Виктор (1839–1894)
Верещагин В.В. Отшельник на Иордане
1885
Размер - 8 x 14,5
Материал - бумага
Техника - альбуминовый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-238
В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся девять фотографий картин художника Василия Васильевича Верещагина, сделанных австрийским фотографом Виктором Ангерером. Первую студию в Вене Ангерер открыл в 1862 году, работал в Будапеште и Бад-Ишле. Его фотографическая карьера длилась более тридцати лет и охватывала как фотографию, так и производство фотоматериалов. Совместно с братьями, Людвигом (также известным венским фотографом) и Августом (арт-дилером), Виктор Ангерер с конца 1860-х годов владел целым рядом фотографических и смежных с ними предприятий: несколькими фотоателье, заводом по производству фотоматериалов, магазином по продаже аксессуаров и химикатов для фотолюбителей, литографской мастерской и издательством, художественно-фотографическим магазином. Занимался он также фотографированием и изданием репродукций произведений искусства, в том числе картин Верещагина, который одним из первых русских художников осознал значение фоторепродукций для популяризации и тиражирования собственных работ. Фотографии были сделаны в 1885 году, когда в Вене в Доме художников (нем. Künstlerhaus Wien) проходила персональная выставка Верещагина. В этом выставочном зале часто продавались фотоотпечатки с репродукциями, они пользовались большим спросом у посетителей. Кроме репродукций, на выставке продавался и каталог с небольшим количеством черно-белых иллюстраций. Верещагин отводил особую роль подобным изданиям, он сам писал вступительные статьи и пояснения, представлявшие собой этнографические заметки и личные впечатления.
Василий Васильевич Верещагин очень серьезно подходил к персональным выставкам, считая важным для понимания публикой творчества художника не только подбор работ, но и оформление залов, использование различных вариантов освещения и музыки в выставочном пространстве.
Выставка в Вене проходила в октябре – декабре 1885 года и имела огромный успех, ее посетили тысячи зрителей. На выставке было представлено сто сорок четыре произведения художника, в том числе более пятидесяти работ из палестинской серии и около тридцати из индийской, а также картины балканского цикла и на русскую тему.
Палестинская серия была создана после поездки художника в Сирию и Палестину, где он написал около 50 этюдов: пейзажи, памятники библейской истории, историко-этнографические сцены и типы. Верещагина в портретах интересовала в первую очередь типичность облика, поэтому он не указывал в названии имен, уточняя лишь место. Так, изображение мужчины в келье называется «Отшельник на Иордане», показывая не конкретного человека, а собирательный образ. В пояснении к картине в каталоге Верещагин также пишет об отшельниках, селившихся в пещерах на реке Иордан, во множественном числе, обобщая свои представления об этих людях: «Эти немногочисленные отшельники живут частично на самом берегу, частично на холмах из песчаника на некотором расстоянии, недалеко от монастыря Святого Иоанна. Они выкапывают пещеры с двумя или тремя комнатами в каждой, настолько маленькие, что в них трудно повернуться. Эти отверстия обычно покрыты изображениями, крестами и т.д.; зимой в них тепло, а летом прохладно. Единственное неудобство – это огромное количество комаров всех размеров, вплоть до таких маленьких, что они почти незаметны. Те, кто обитает в пещерах на побережье, жалуются на жаб, змей и других рептилий. Занятия отшельников – молитва, рыбалка и точение крестов из сандалового дерева или завязывание шерстяных венков и т.д., эти предметы с радостью покупают верующие, посещающие Священную реку».
Последний раз картины палестинской серии Василия Верещагина были выставлены на его передвижной персональной выставке в США в 1888 году, после успеха которой полотна были проданы на аукционе. Местонахождение многих работ серии, в том числе картины «Отшельник на Иордане», неизвестно до настоящего времени.