Ангерер Виктор (1839–1894)
Верещагин В.В. Пикет на Балканах
1885
Размер - 11,8 x 9,4
Материал - бумага
Техника - альбуминовый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-244
В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся девять фотографий картин художника Василия Васильевича Верещагина, сделанных австрийским фотографом Виктором Ангерером. Первую студию в Вене Ангерер открыл в 1862 году, работал в Будапеште и Бад-Ишле. Его фотографическая карьера длилась более тридцати лет и охватывала как фотографию, так и производство фотоматериалов. Совместно с братьями, Людвигом (также известным венским фотографом) и Августом (арт-дилером), Виктор Ангерер с конца 1860-х годов владел целым рядом фотографических и смежных с ними предприятий: несколькими фотоателье, заводом по производству фотоматериалов, магазином по продаже аксессуаров и химикатов для фотолюбителей, литографской мастерской и издательством, художественно-фотографическим магазином. Занимался он также фотографированием и изданием репродукций произведений искусства, в том числе картин Верещагина, который одним из первых русских художников осознал значение фоторепродукций для популяризации и тиражирования собственных работ. Фотографии были сделаны в 1885 году, когда в Вене в Доме художников (нем. Künstlerhaus Wien) проходила персональная выставка Верещагина. В этом выставочном зале часто продавались фотоотпечатки с репродукциями, они пользовались большим спросом у посетителей. Кроме репродукций, на выставке продавался и каталог с небольшим количеством черно-белых иллюстраций. Верещагин отводил особую роль подобным изданиям, он сам писал вступительные статьи и пояснения, представлявшие собой этнографические заметки и личные впечатления.
Василий Васильевич Верещагин очень серьезно подходил к персональным выставкам, считая важным для понимания публикой творчества художника не только подбор работ, но и оформление залов, использование различных вариантов освещения и музыки в выставочном пространстве.
Выставка в Вене проходила в октябре – декабре 1885 года и имела огромный успех, ее посетили тысячи зрителей. На выставке было представлено сто сорок четыре произведения художника, в том числе более пятидесяти работ из палестинской серии и около тридцати из индийской, а также картины балканского цикла и на русскую тему.
Работы балканской серии были написаны Верещагиным в 1878–1879 годах в Париже на основе собственных впечатлений, полученных во время поездок на Балканы и воплощенных в эскизах и этюдах, сделанных им нередко с риском для жизни. В картинах балканской серии Верещагин показывает изнанку войны: монотонные будни, тяжелые переходы русской армии в горах, полевые госпитали, эпизоды, предшествующие сражению или следующие за ним. Эти сюжеты говорят о героизме и цене победы больше, чем бутафорская фальшь традиционной батальной живописи. Герои его картин – солдаты, простые русские люди. «Я не изображаю милую, красивую войну, – говорил о своем творчестве Верещагин, – я пишу только то, что вижу». Намерение художника состояло в том, чтобы изучить войну в ее разных аспектах и правдиво передать их. «Факты, изложенные на холсте без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя».
Картина «Пикет на Балканах» (около 1878, Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев), как и другие работы этой серии, отличается суровой простотой и пасмурно-зимним колоритом. Художник, закрыв лица часовых, создал собирательный образ солдата на войне.
На выставке в Вене в 1885 году и дальнейших европейских и американских выставках полотно было представлено под названием «Во время войны в Болгарии. Аванпосты на Балканах».