Павел Петрович Чистяков (1832–1919) – живописец, рисовальщик, один из самых известных педагогов Императорской Академии художеств. В разные годы его учениками были В.Д. Поленов, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, В.Б. Борисов-Мусатов.
В 1880 году, несмотря на юный возраст, Серов поступил в Академию художеств. Сделал он это по совету своего первого учителя И.Е. Репина. Тот был уверен, что главным преимуществом обучения в Академии станут занятия в мастерской у Чистякова.
Профессор убеждал учеников, что в искусстве «всё одинаково трудно, всё одинаково интересно, важно и увлекательно». На практике он объяснял им, что в рисовании нет незначительных задач. Даже те, кто уже был знаком с основами ремесла, проходили в его мастерской путь от изображения детского кубика до копирования старых мастеров из эрмитажной коллекции. Не всем удавалось справиться, но Серов заслужил уважение требовательного педагога. Чистяков признавал, что подобной всесторонней одаренности не встречал еще ни в одном человеке.
Всего через год после начала обучения в его студии Серов создал графический портрет учителя в истинно чистяковской манере, отличительными чертами которой были чистота и выверенность рисунка, поиск линии и акцентировка контуров. Серов мастерски «высек» форму из плоскости листа острыми точными штрихами угольно-черного карандаша.
Интересно, что в коллекции Третьяковской галереи находится исполненный в то же время портрет Чистякова работы В.Е. Савинского (
Портрет художника П.П. Чистякова). Сравнивая два рисунка, И.Э. Грабарь, отдавая должное мастерству более опытного Савинского, тем не менее, подчеркивал, что сходство с учителем «тоньше и глубже» удалось передать молодому Серову.
Серов в полной мере сознавал вклад Чистякова в собственное становление как художника. Спустя много лет признанный уже мастер пишет П.П. Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить…»