Название картины Ирины Старженецкой «Черный всадник» не может выразить ее суть – в произведении нет ни сюжета, ни повествования. Черным силуэтом в отблесках золотого заката движется по малиновому полю всадник на коне. Д.В. Сарабьянов в статье «Свободное зрение Ирины Старженецкой» пишет, что художница в этой картине изобразила движение времени – неудержимое, неостановимое, меняющееся.
Вместе с динамикой, выраженной своеобразной пластикой главного персонажа, здесь активно работает цвет. Старженецкая смело наносит на холст широкие мазки ярких насыщенных тонов, почти диссонирующих, при этом в высокой степени гармоничных. Художница несколькими мазками пишет фиолетово-малиновую землю, двумя тонами зеленого создает лес, над ним – белое зарево, выше – желтыми всполохами образует полукруглое обрамление темно-синей небесной сферы. «Черный всадник» будоражит не только визуально. Это изображение метафорично и вызывает множество ассоциаций, как литературных, так и зрительных. Используемые художницей пластические средства придают камерному полотну монументальность.